Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении проект закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта".
Законопроектом, внесенным депутатами от "Справедливой России" Сергеем Мироновым, Николаем Левичевым, Михаилом Емельяновым и Федотом Тумусовым, предлагается ввести с 1 января 2013 года государственную монополию на производство и оборот этилового спирта. Одновременно устанавливается, что с 2013 года деятельность по производству и обороту этилового спирта будет осуществляться только организациями, в уставном капитале которых доля участия РФ составляет более 50 проц. К полномочиям правительства РФ законопроектом предлагается отнести установление перечня и порядка деятельности таких организаций.
Действие закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления /распития/ алкогольной продукции" предлагается не распространять на организации в части лицензирования производства и оборота этилового спирта. Одновременно устанавливается, что закупку этилового спирта у организаций, хранение закупленного спирта для последующего производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и /или/ использования для собственных нужд вправе осуществлять также иные организации, отвечающие требованиям данного закона.
Члены комитета по экономполитике считают, что введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта одновременно должно сопровождаться повышением эффективности госконтроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако в проекте закона отсутствуют нормы, предусматривающие осуществление госконтроля за объемами производства, поставки и закупки этилового спирта. В профильном комитете Госдумы также опасаются, что его принятие может повлечь рост нелегального производства и оборота спирта, что не только не будет способствовать достижению снижению контрафакта и алкоголизации населения, но и повлечет нанесение ущерба экономическим интересам государства.
Против принятия законопроекта выступило правительство РФ, обращая внимание, что в документе отсутствуют положения, регулирующие порядок организации деятельности по производству и обороту этилового спирта при введении госмонополии, особенности правового положения субъектов права в данной области, механизм введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и компетентность контролирующих органов.
Правительство также не поддерживает законопроект, считая, что его реализация может привести к ряду негативных социально-экономических последствий. Например, к прекращению деятельности негосударственных организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, без компенсации затрат на перепрофилирование производства, ограничению конкуренции и предпринимательства на алкогольном рынке, установлению монопольно высоких цен на этиловый спирт и созданию предпосылок для снижения его качества и безопасности.
Принятие законопроекта также может повлечь планирование объемов производства этилового спирта и его распределение должностными лицами организаций между производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции, что создаст риски возникновения коррупциогенных факторов. А в связи с установлением единых условий и требований к производству и обороту товаров на территории государств - участников Таможенного союза введение монополии на производство и оборот этилового спирта будет являться сдерживающим фактором в развитии интеграционных процессов.
Кроме того, введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта потребует значительных затрат федерального бюджета, связанных с необходимостью приобретения государством контрольного пакета акций организаций.
Источник: БИЗНЕС-ТАСС
13.11.2012
Комментарии