Спустя два года после принятия революционных изменений в ФЗ-171, направленных на развитие в стране малого виноделия, соответствующие разрешения на производство и розничную продажу вина получили ещё два крестьянско-фермерских хозяйства – «Кантина» и студия вина «Галина» (ООО «Зена»). Об этом значимом событии сообщает ростовская газета «Город N».
Как отмечает издание, производители полны оптимизма, готовятся к сбору урожая и уверены в том, что их продукция составит серьезную конкуренцию тем винам, которые предлагают покупателям крупные предприятия региона, использующие в своем производстве в основном импортный балк. При этом цена бутылки, как уверяют донские «гаражные» виноделы, будет доступной – около 400 рублей. Кроме того, как заявил «Городу N» владелец «Кантины» Алексей Скляров, большие надежды он возлагает и на продажи в сегменте HoReCa. Однако пока поставщики относятся к фермерским винам настороженно, полагая, что новым игрокам ещё необходимо сформировать себе устойчивый положительный имидж.
В свою очередь ведущие донские производители пока не ожидают серьезного передела местного винного рынка в связи с легализацией «гаражистов», поскольку последним сначала нужно «преодолеть все трудности и встать на ноги». Более того, многие из них считают, что появление небольших семейных винохозяйств будет способствовать популяризации донских вин среди россиян и гостей из других стран. Впрочем, об активном развитии малого виноделия в общероссийских масштабах говорить пока не приходится: по данным Росалкогольрегулирования, за период с 2016 по 2017 гг. было выдано всего пять так называемых «фермерских» лицензий. Несмотря на все предпринимаемые государством попытки стимулирования этой сферы малого бизнеса (легализация частных виноделен, упрощение процедуры лицензирования, смягчение технических требований к условиям производства, упрощение взаимодействия с ЕГАИС, двенадцатикратное снижение стоимости лицензии – с 800 тыс. до 65 тыс. рублей, снижение акцизов, компенсация затрат на закладку виноградников и покупку сельхозтехники, стимулирование винного туризма и прочие инициативы), участники рынка по-прежнему жалуются на несовершенство законодательной базы, создающей различные административные препоны, отсутствие господдержки и бюрократию.
Помимо сугубо нормативно-правовых сложностей, с которыми сталкиваются отечественные фермеры-виноделы, есть и ряд других причин, по которым российскому гаражному виноделию в перспективе пока будет сложно дотянуть до европейского уровня. Прежде всего это отсутствие традиций и национального стиля, на формирование которых уйдет немало времени. Во-вторых, инвестиции в подобный бизнес высоки, а получение прибыли фермеру не гарантировано. Кроме того, средняя цена российского гаражного вина сопоставима с ценой известного импортного, и многие потребители просто не готовы рисковать. При этом существуют и определенные сложности с маркетинговым продвижением авторской продукции российских виноделов.
Вместе с тем Минсельхоз в своей «Концепции развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации до 2025 года» прописал целый ряд послаблений для мелких виноделов. По мнению же главы Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, кардинально ситуация на российском винном рынке с приходом на него мелких хозяйств не изменится. Главное же, по его словам, что в лице последних «есть надежда получить качественное, авторское вино», заявил эксперт «Известиям» в марте текущего года.
Возврат к списку