18.06.2018
Фонд Art Russe и шато La Grâce Dieu des Prieurs продолжают популяризацию русского искусства за рубежом
С 21 по 23 мая в лондонском выставочном комплексе Olympia прошла 38-я международная выставка вина, виноделия и технологий для производства вина London Wine Fair. Это событие проходит ежегодно с 1981 года и считается одним из значимых и престижных в этой области не только в Великобритании, но и во всем мире.
В рамках мероприятия шато La Grâce Dieu des Prieurs презентовало вторую коллекцию миллезимов: это 12 бутылок вин категории гран крю урожая 2015 года, на этикетках которых представлены картины из собрания Фонда Art Russe. Кроме того, на стенде La Grâce Dieu des Prieurs была размещена и первая уникальная серия, выпущенная в 2017 году – это 12 бутылок вин категории гран крю, но урожая 2014 года, для оформления которых были также использованы полотна русских живописцев, приобретенных Фондом Art Russe.
Фонд был учрежден меценатом Андреем Филатовым в 2012 году для мировой популяризации российского и советского искусства конца XIX и XX веков. Комментируя это событие в интервью газете The Art Newspaper Russia в 2013 году, Филатов, в частности, сказал: «С помощью фонда я стараюсь показать искусство целой эпохи, которое мир раньше или не видел, или не до конца знал».
В 2014 году предприниматель купил винодельческое хозяйство La Grace Dieu Des Prieurs в регионе Сент-Эмильон (Франция, Бордо), а спустя три года между фондом Аrt Russe и La Grace Dieu Des Prieurs было подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому с 2017 года Art Russe каждый год будет предоставлять для оформления вин La Grace Dieu Des Prieurs изображения картин из собственности Фонда. На данный момент в этом крупнейшем частном собрании находится более 400 экспонатов.
Картины для первой линейки вин Art Russe Saint-Emilion Grand Cru был отобраны знаменитым французским архитектором Жаном Нувелем, подготовившим проект обновленного шато La Grace Dieu des Prieurs. Так, миллезим 2014 года украсили полотна Владимира Серова («В. И. Ленин провозглашает советскую власть»), Николая Рериха («И мы трудимся», «И не убоимся»), Виктора Васнецова («Богатыри», «Ковер-самолет», «Аленушка»), Ильи Репина («Садко в подводном царстве»), Филиппа Малявина («Товарищи»), Николая Фешина («Ромашки»), Федора Решетникова («Опять двойка»), Валентина Серова («Похищение Европы») и Михаила Врубеля («Царевна-Лебедь»).
Бутылки нового миллезима (2015 года) по задумке Art Russe - Château La Grace Dieu des Prieurs должны отражать «не просто этапы развития русского изобразительного искусства, но и историю России в ХХ веке». Эту идею воплощают Кузьма Петров-Водкин («Богоматерь»), Илья Репин («Демонстрация 17 октября 1905 года»), лауреат четырех сталинских премий Александр Герасимов («Натюрморт с пионами»), народные художники Александр Лактионов («Письмо с фронта») и Федот Сычков («Колхозный рынок»), художники-шестидесятники Май Данциг («Тревога»), Гелий Коржев («Серп и молот»), Виктор Попков («Отражение в окне. Автопортрет»), Петр Оссовский («Церковь») и братья Сергей и Алексей Ткачевы («Утро»). Также для миллезима-2015 были выбраны картины, написанные за границей: «И мы продолжаем лов» – в Америке Николаем Рерихом и «Бал-маскарад в Париже» – во Франции импрессионистом Константином Коровиным.
Как поясняется в аккаунте компании Art Russe - Château La Grace Dieu des Prieurs в Facebook, идея объединить виноделие и живопись «родилась из глубокого уважения к культуре и гастрономическим традициям Франции и к утонченности и уникальности русского художественного наследия». Вино как произведение искусства «достойно того, чтобы в его оформлении были использованы истинные шедевры русской живописи», говорится в описании проекта на сайте. Более того, как утверждает производитель, «красоту произведений русских художников на этикетках» подчеркивает и геометрия бутылки – «приземистая и широкая в диаметре».
Вместе с тем, как признаются в фонде Art Russe, они лишь «продолжают традицию», основанную бароном Филиппом Ротшильдом, который первым использовал работы художников для оформления этикеток, причем большая часть их была создана по его заказу. Известно, что над этикетками к Château Mouton-Rothschild поработали более 50 авторов, среди которых Жан Карлю, Жан Кокто, Павел Челищев, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Илья Кабаков и даже Принц Уэльский Чарльз.
Однако, по мнению исследователей, идея наносить репродукции картин на винные этикетки принадлежала не Ротшильду, а матери известного художника Анри де Тулуз-Лотрека. В память о рано умершем сыне графиня Адель де Тулуз-Лотрек стала использовать его картины для украшения вин, выпускаемых винодельней в ее собственном замке.
Возврат к списку