Закон «О рекламе» в новой редакции вызвал ряд вопросов по правоприменительной практике у представителей прессы и участников алкогольной отрасли. 21 сентября в зале Коллегии Федеральной антимонопольной службы был организован круглый стол по вопросам рекламирования алкоголя, во время проведения которого представители ФАС постарались ответить на вопросы собравшихся. Комментарии ответственных лиц антимонопольной службы после выступлений журналистов и представителей бизнес-сообщества дали понять, что специалисты ФАС сами находятся в состоянии изучения различных аспектов норм закона. По мнению эксперта алкогольного рынка, о будущих результатах применения закона остается только гадать, поскольку речь идет о создании прецедентной правовой практики.
Федеральная антимонопольная служба России в настоящее время изучает разносторонние аспекты, связанные с практикой оценки материалов в профессиональных СМИ. Так охарактеризовал ситуацию начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ведомства Николай Карташов:
«По прочтении статьи сразу станет ясно, является ли она аналитической. Четкий, объективный критерий оценки по сути один – это определение рекламы, которое есть в законе, определение включает несколько признаков, но ключевым является «формирование интереса» и «продвижение товара». Прочитав материал, несложно установить, какую цель преследовал автор, продвигал ли он определенный продукт или действительно проводил серьезный анализ. Закон направлен не на ограничение информации. Аналитические материалы не будут рассматриваться как реклама».
Основной посыл выступлений в рамках круглого стола был вызван желанием сохранить ту культуру потребления алкоголя, которая постепенно развивается в нашей стране. Культуру, информация о которой, согласно букве закона, может быть приравнена к рекламе алкоголя и которая может стать труднодоступна для общества.
Эти опасения выразил в своем выступлении Александр Губский, заместитель главного редактора газеты «Ведомости». По словам журналиста, закон в том виде, в каком он вступил в силу, - общая проблема для СМИ. Обзоры, связанные с освещением алкогольного бизнеса, ресторанная критика, интервью с персонами рынка бессмысленны без наименования компаний, названия производимого продукта. Но из разъяснений, опубликованных на сайте ФАС, подобные обозначения, позволяющие данный товар индивидуализировать, являются противозаконными. «Как журналист, как редактор, я вам могу сказать, - завершил свое выступление Губский, - что руководствуясь буквой данного закона, никакие обзоры, никакие аналитические материалы мы публиковать не сможем».
«Представители ФАС говорят о том, что если статья направлена на поднятие интереса к продукции, она определенно рекламная. Позвольте не согласиться, - поделился мыслью винный критик Игорь Сердюк. - Возможно в законе так и написано, но как же можно читателю предлагать материал, заранее зная, что он ему неинтересен, и говорить, что только аналитика будет безнаказанной. Поверьте, и аналитику привлекут, потому что найдут и там интерес».
«Сейчас мы рассказываем о наших взглядах на то, как будет исполняться закон, - дополнила своего руководителя заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. - По конкретным делам мы вам советуем обращаться в суд. Мы точно так же хотим узнать мнение суда о том, правы мы или нет. Сейчас закон запрещает рекламу алкоголя везде, за исключением мест продажи. Если вы напишите рекламный материал, у нас будут вопросы, если аналитическую статью, то у нас претензий не будет. Пограничные вопросы решаются в судебной инстанции. Все правоприменение строится на том, что мы закон применяем так, как считаем нужным, а вы потом правите наше мнение в судах либо отстаиваете свою позицию путем применения закона так, как вы его понимаете. И дальше либо вы принимаете практику применения закона, либо судебные решения вынуждают нас от нее отказаться. Мы не считаем любое упоминание алкоголя рекламой, а всегда смотрим на контекст: как и где это размещается, можно ли это рассматривать как обзор нескольких вин или коньяков, является ли это новостью, а не желанием представить как новость рекламный материал. Упоминание алкогольных брендов может быть на страницах издания. Но все дело в нюансах».
Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС призвал участников круглого стола выработать консолидируемую позицию рынку, письменно ее изложить. И тогда ФАС, принимая решение по тому или иному спорному вопросу, будет учитывать эту согласованную позицию бизнес-сообщества.
Кирилл Иванов
Возврат к списку