Почему рост акцизов на крепкий алкоголь коррелирует сегодня с не уровнем собираемости, а с ростом контрафакта, размышляет Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.
– Прошедший год ознаменовался целым рядом печальных «антирекордов» в алкогольной отрасли. Акциз на крепкий алкоголь достиг своего исторического максимума. Впервые за все время его существования – с 1997 года – произошло столь резкое, почти на 30%, повышение ставок. На 23% по итогам 2014-го упали объемы легального производства водки. И наконец, по разным оценкам, до 60% выросла доля контрафактной водочной продукции на рынке.
– Еще более удручает тот факт, что такой «рывок» отрасль совершила всего за три года. Начиная с 2011 года в результате продуманной акцизной политики, когда ставки индексировались в среднем чуть выше инфляции – по 8-10% в год, ряда шагов по корректировке действующего законодательства и взвешенной контрольно-проверяющей политики нелегальная водка интенсивно вымывалась из оптового звена. Если бы рынок зафиксировался в пропорциях 2012 года, на уровне акцизов в 300 рублей за литр чистого этилового спирта при существующем тогда уровне контрольных усилий, его постепенно, шаг за шагом, можно было привести в порядок. Но к многократным призывам профессиональных объединений и аналитиков алкогольного рынка законодатель не прислушался. В 2013 году ставка акциза составила уже 400 рублей за литр, в 2014-м – 500. В итоге мы имеем то, что имеем. Нынешние 120 рублей налогов в бутылке водки означают не только то, что нелегальный производитель, который их не уплачивает, имеет перед добросовестным производителем фору в 120 рублей с единицы продукции. Такая маржинальность позволяет ему укреплять, а проще говоря – «крышевать» свой бизнес с бóльшим успехом, а значит, выводить из бюджета все бóльшие средства на борьбу с контрафактом.
– Совершенно очевидно, что нынешний подход к индексации ставок неверен. Но и просто замораживания роста акцизов на два года, как это сделано сейчас, уже недостаточно. При том, что ставка акцизов с 2012 года выросла в два раза, собираемость акцизов далека от этой пропорции. Зато вырисовывается очевидная корреляция между ростом акцизов и ростом доли контрафактной продукции и маржинальностью ее производителей. И эту пропорцию может разрушить только снижение акцизов, другого пути у алкогольного рынка сегодня нет. Тем более, повторюсь, у нас есть успешный опыт, на который можно опереться.
Источник: profibeer
Возврат к списку