02.08.2019
Закон о географических указаниях защитит интересы отечественных производителей вин с ЗГУ и ЗНМП
26 июля Президент России В. Путин подписал закон, который внедряет в Гражданский кодекс (ГК) РФ новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. Под ним, согласно тексту документа, понимается «обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар», а также «качество, репутация и другие характеристики» товара, подтверждающие его географическое происхождение.
Комментируя необходимость расширения понятийно-терминологического аппарата ГК РФ, авторы поправок, депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации во главе со спикером В. Матвиенко, подчеркивали, что введение правовой охраны географических указаний направлено на защиту потребителей и добросовестных производителей от подделок, а также продвижение отечественных региональных брендов на международных рынках. Кроме того, отмечалось, что у России возникли обязательства по охране географических указаний в связи со вступлением в ВТО.
Регистрация географических указаний будет осуществляться Роспатентом на основании заявки, к которой должен быть приложен пакет документов с описанием различных характеристик и способов производства и товара и подтверждением, что заявитель является его производителем. Подать заявку смогут одно или несколько физических лиц, юридические лица, а также ассоциации (союзы) или другие объединения.
Параллельно в Гражданском кодексе действует другой вид идентификации и индивидуализации товаров – наименование места происхождения товара (НМПТ). Разница между ними заключается в том, что для регистрации НМПТ все этапы производства должны находиться в пределах одного географического объекта, тогда как для регистрации географических указаний требования более мягкие: достаточно присутствия на одной территории хотя бы одной из стадий производства товара, «оказывающей существенное влияние на формирование его характеристик». Условно говоря, НМПТ всегда тесно связано с конкретной местностью и четко ассоциируется с ней в силу своей уникальности (например, «городецкая роспись», «вологодское масло», «кисловодский фарфор», «хохлома», «нарзан», «гжель»). При этом не могут быть признаны в качестве географического указания и НМПТ обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как никак не связанные с местом его производства (например, «голландский сыр»).
Дискуссионным моментом при работе над поправками в ГК РФ стало соотношение критериев определения «географическое указание» с положениями федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», касающимися производителей отечественных вин с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Перед вторым чтением параметры синхронизации двух документов обсуждались с профессиональным сообществом. В итоговом тексте закона необходимые аспекты были учтены и введены в качестве изменений в 171-ФЗ и ГК РФ: при подаче заявки на регистрацию «географического указания» или «наименования места происхождения товара» в отношении винодельческой продукции заявителю необходимо обязательно предоставить лицензию на производство винодельческой продукции с ЗГУ или ЗНМП, а также «указание на место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), определенное органами государственной власти субъекта РФ».
Размещать географическое указание можно будет на этикетках и упаковках товаров, бланках и другой документации, вывесках и рекламных конструкциях и проч. При этом правообладатель имеет право «требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя» всех позиций, на которых размещено незаконно используемые географическое указание или наименование места происхождения товара.
Закон вступает в силу с 27 июля 2020 года.
Возврат к списку