12 февраля в «Синем зале» «Экспоцентра» на Красной Пресне вновь собрались представители алкогольного рынка – пивовары, виноделы, производителей крепких спиртных напитков, чтобы обсудить будущее алкогольного бизнеса в России в условиях различных нормативно-правовых изменений и ухудшающейся экономической ситуации в стране.
Открыл мероприятие по традиции руководитель оргкомитета Юрий Юдич. В своем вступительном слове он подчеркнул важность проведения мероприятий, поднимающих актуальные вопросы алкогольного рынка. Вместе с тем стоит отметить, что на фоне прошлогоднего «Алкоконгресса» количество присутствующих в зале заметно сократилось.
Далее слово было предоставлено другому постоянному участнику «Алкоконгресса» – Владимиру Мишеловину, начальнику контрольно-финансового Управления ФАС. Ключевой аспект его выступления касался проблемы существования различных условий оборота алкогольной продукции в разных субъектах Российской Федерации. По мнению представителя антимонопольной службы, такая ситуация неприемлема и необходим «типовой стандарт контроля для всех регионов», который должен быть утвержден на федеральном уровне. При этом он отметил, что «отдельные региональные «изобретения» по ограничению и запретам в сфере торговли алкогольной продукцией зачастую направлены на защиту экономики региона и интересов добросовестных участников рынка, и в этом вопросе «следует использовать риск-ориентированный подход», чтобы не нагружать «избыточным вниманием» тех, кто давно зарекомендовал себя на рынке.
Заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева представила экспресс-анализ состояния конкуренции на рынке алкогольной продукции. Среди проблем, оказывающих существенное влияние на деятельность добросовестных участников рынка, она выделила высокую долю контрафакта, региональный протекционизм, различные акцизы в рамках ЕАЭС, а также жесткие рекламные ограничения. Также она указала на необходимость законодательного регулирования интернет-торговли алкоголем, подчеркнув, что «это уже есть как факт», поэтому нужно сделать так, чтобы онлайн-продажи были «законодательно регулируемы», а не наказуемы.
В специальной фокус-сессии «Пятилетка качества» выступил заместитель руководителя «Роскачества» Илья Лоевский. Он представил планы экспертной организации по развитию проектов, направленных на поддержку и развитие отечественного винного рынка. В частности, он рассказал, что Роскачество является членом International Consumer Research & Testing (ICRT) – международной структуры, которая объединяет мониторинговые организации проверки качества в разных странах – и принимает участие в различных международных исследованиях, тем самым повышая узнаваемость отечественного вина ещё и на внешних рынках. Вместе с тем по его словам, российским потребителям не хватает информации о своем вине. С этой целью в Роскачестве намерены создать «некую инфосистему», которая поможет россиянам «погрузиться в винную культуру». Предполагается, что она будет включать в себя «Винный гид России» – ежегодный каталог лучших вин российского производства, а также, в перспективе, интернет-портал «Росвино», который будет «очень детально» рассказывать российскому потребителю о рынке вина «на потребительском языке».
Статистический блок представили две организации: компания Nielsen Russia и аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, в формате презентаций обозначившие основные итоги 2018 года в цифрах.
Основная сессия «Алкоконгресса» была посвящена текущей ситуации и перспективам развития отдельных сегментов алкогольного рынка. В дискуссии приняли участие производители крепкого алкоголя, игристых и тихих вин, пивовары. Докладчики акцентировали внимание на тех нормативно-правовых актах, которые находятся на стадии рассмотрения и могут кардинально изменить регулирование алкогольной отрасли в ближайшем будущем, и на тех, которые были приняты в 2018 году и оказали существенное влияние на деятельность участников рынка, а также делились своими наблюдениями и прогнозами.
Так, исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов посетовал на то, что пока «никто четко не может сказать, как будет производиться маркировка» и как она отразится на конечной цене продукции. Гендиректор СРО «Винодельческий союз» Борис Катрюхин напомнил о необходимости дальнейшей «серьезной поддержки» со стороны государства для российских виноделов. Представитель ПГ «Ладога» Дмитрий Исаченков проанализировал наиболее перспективные тренды для алкопроизводителей на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, а глава Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов обратил внимание на необходимость пересмотра минимальных розничных цен на шампанское и ужесточения контроля за соблюдением технологий производства отечественных алкогольных напитков, чтобы сократить долю так называемого «легального фальсификата», когда ряд ингредиентов в рецептуре заменяется сырьем «непонятного» происхождения.
Кроме того, в выступлениях был затронут вопрос об изменении норм действующего 171-ФЗ в контексте принятия техрегламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции». По мнению Соколова, над решением этой задачи «нужно сейчас сконцентрироваться всем профессионалам отрасли». Он отметил, что в техрегламент можно вносить «аргументированные изменения», поэтому в кратчайшие сроки необходимо «проявить сознательность и активность» и подготовить соответствующие предложения. Пивовары, в свою очередь, выразили надежду на то, что техрегламент станет поводом для «модернизации и пересмотра» действующих норм 171-ФЗ. Между тем Борис Катрюхин, напротив, призвал остановить «постоянное изменение законодательства» с тем, чтобы участники рынка смогли четко «видеть перспективу» его развития.
Возврат к списку