19 ноября группой депутатов от КПРФ на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект «О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)».
Как отмечается в пояснительной записке, документ разработан «в связи с необходимостью принятия государственных мер по подавлению нелегального рынка производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
Между тем аналогичный законопроект уже вносился компартией на рассмотрение нижней палаты парламента в мае текущего года, однако не дошел до первого чтения и был направлен в архив как «не соответствующий требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы (отсутствует заключение Правительства)».
Вместе с тем текст законопроекта претерпел мало изменений по сравнению с предыдущим вариантом.
В частности, в новой редакции теперь прописан конкретный срок введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и водки на территории Российской Федерации – с 01 января 2020 года. Из текста исключены положения, касающиеся требований к уставному капиталу организаций, осуществляющих производство и оборот фармацевтической субстанции спирта этилового, и организаций, осуществляющих розничную продажу водки, – о наличии в нем «доли (вклада) участия Российской Федерации более 50%». Также уточняется, что возможные убытки, причинённые собственникам в результате «всех процедур, направленных на установление государственной монополии», будут компенсированы «за счет средств федерального бюджета, полученных в результате деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, производимой из этилового спирта (водки)».
В остальном документ практически полностью идентичен тому, который ранее был возвращен его авторам «для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы».
Ключевое предложение думских представителей КПРФ – закрепление прав на производство и оборот этилового спирта и производство водки за компаниями, на 100% принадлежащими государству, а также национализация (возмездное изъятие) ныне работающих на этом рынке предприятий и их объединение к 2020 году в одну общероссийскую организацию «на правах территориальных филиалов». По мнению авторов инициативы, сделать это можно на базе АО «Росспиртпром».
При этом отмечается, что собственник изымаемого имущества со дня получения извещения обязан предоставлять «полную и достоверную информацию об изымаемом имуществе, о своих данных» и «обеспечить беспрепятственный доступ к имуществу, подлежащему передаче в федеральную собственность».
Кроме того, максимальный срок действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предлагается увеличить с пяти до десяти лет.
Ужесточаются нормы, регулирующие производство и оборот фармацевтической субстанции спирта этилового для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов. Теперь учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 №171-ФЗ, должны вести не только организации, занимающиеся производством этанола, но и организации, осуществляющие его «оборот, поставку, хранение, перевозку и использование для собственных нужд».
Также у лицензий, выдаваемых организациям, осуществляющим деятельность по производству, обороту, поставке, хранению и перевозке этанола, появится срок действия – 10 лет. Ранее они были бессрочными.
Возврат к списку