08.11.2018
ЕГАИС 3.0: готовы ли производители алкоголя к новой системе учета
До конца года в рознице появится алкоголь с новыми марками — учет такой продукции будет поштучным, сообщает издание РБК. «Помарочный учет» должен еще больше повысить прозрачность рынка. Но пока его участники по-разному оценивают готовность рынка в внедрению ЕГАИС 3.0.
Янина Павленко, гендиректор "ПАО Массандра"
Новые требования, которые стали вводиться с июля 2018-го, обязывают производителей вести учет каждой марки, которой промаркирован алкоголь, при производстве и импорте, осуществлять отгрузку продукции с указанием каждой марки, формировать группы товаров под одним определенным штрихкодом, отметила она. Но переход к «помарочному учету» несет дополнительные затраты для производителей и ставит вопросы, связанные с ее внедрением. Но эти трудности не столь существенны по сравнению с тем положительным эффектом, который получит и государство, и производители, и потребители от системы, надеется она.
MBG Wine
На данный момент нормативная база еще не финализирована, и «мы не можем говорить о 100-процентной готовности компании к новому учету», однако компания «уже закупила и внедрила новое оборудование». По словам представителя компании, затраты на новые марки будут незначительно выше, чем на старые, логистические процессы усложнятся, но «на ценах для потребителей это не отразится».
Гипермаркет "Ашан"
Готов к «помарочному учету» алкогольной продукции, распределительные центры оборудованы всем необходимым, персонал обучен, рассказала директор по корпоративным коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова. Но, по ее словам, на данный момент сложно давать какие-то прогнозы, тем не менее Курносова отмечает, что если какое-то звено в общей цепочке не готово, то произойдет сбой во всей системе.
Розничная сеть "Магнит"
Начала тестирование приемки и передачи продукции с новой маркировкой в июле текущего года, в настоящее время компания готова к обороту таких товаров, сообщили РБК в компании.
Сеть "Азбука вкуса"
С 10 ноября компания начнет тестирование системы, по его словам, для этого потребовалась модификация внутренней ИТ-инфраструктуры и, соответственно, выросли операционные издержки, сообщил РБК представитель компании.
Представитель X5 Retail Group
В настоящее время вводимый с 1 января процесс «помарочного учета» не протестирован полностью ввиду отсутствия акцизных марок нового образца. Как только они появятся, «мы приступим к тестированию на одном распределительном центре (РЦ)», который уже готов технологически и программно к работе, и если не будет ошибок, то данная технология будет быстро распространена на другие РЦ компании. Основная трудность — необходимость сканирования каждой единицы алкогольной продукции при любых ее перемещениях. Так как сканирование каждой единицы практически парализовало бы торговлю алкоголем, были изменены существующие бизнес-процессы приемки и отгрузки, сделаны значительные инвестиции в инфраструктуру и специализированную ИT-платформу.
Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России
"Пока опасения есть — кто-то успел приготовиться, кто-то не успел. Компании смирились с нововведением как со стихийным бедствием и приспосабливаются как могут." По данным Леонида Поповича, оборудование на одну линию стоит порядка $300 тыс. Есть предприятия, у которых и пять, и даже шесть линий розлива, говорит он, и для них это — «выброшенные деньги». В конечном итоге за все заплатит покупатель, как всегда, другого пути нет, отметил Попович, «вся алкогольная продукция может подорожать».
Игорь Косарев, президент СПАП
"Поскольку уже в течение четырех лет алкогольная отрасль ведет весьма успешную борьбу с нелегальным алкоголем, мы расцениваем эту инициативу Минфина и РАР как помощь. Раньше ЕГАИС могла пропустить поддельную марку, если ее номер проходил через терминал раньше оригинальной, а оригинальную заблокировать. С введением помарочного учета такого казуса произойти не может. Кроме того, информация обо всех марках, находящихся внутри коробок и паллет, содержится на штрих-кодах, находящихся снаружи коробок и паллет, что упрощает обработку товара и позволяет более эффективно использовать складские площади. Огромное значение имеет и то, что теперь упраздняется бумажный документооборот со справками А и Б, а это тонны бумаги и тысячи людей, занятых ее обработкой. Из обязанностей производителей теперь исчезает необходимость допечатывать номера марок на принтерах, расположенных на производстве, марки выходят из Гознака полностью готовыми к нанесению. Все перечисленные факторы дадут немалую экономию, которая уравновесит затраты. Но главное, как мы считаем, сделает оборот алкоголя более технологичным и прозрачным, уменьшит риск потребителя, принесет в бюджет дополнительные десятки миллиардов рублей."
Возврат к списку