Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), объединяющий крупнейшие российские водочные компании, решил судиться с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) после того, как последняя отказалась возбуждать дело о нарушении конкуренции на рынке Татарстана. Власти региона, считают в СПАП, незаконно создали преференции своему единственному производителю «Татспиртпрому», который два года назад стал лидером по выпуску водки в России.
Поданный в суд иск — лишь один из этапов борьбы федеральных водочных производителей за соблюдение положений Конституции нашей страны, гарантирующей свободу предпринимательства и единство экономического пространства в Российской Федерации.
Проверить ситуацию на алкогольном рынке Татарстана СПАП просил ФАС в сентябре 2016 года. Поводом для этого стали полученные Союзом сведения о том, что Госалкогольинспекция республики дала негласное указание работающим в регионе ретейлерам установить с 1 октября минимальные цены на водку из иных субъектов РФ на уровне 321 руб. за пол-литра. В других регионах водка членов СПАП в рознице стоит дешевле — 220–260 руб.
В то же время марки принадлежащего местному правительству «Татспиртпрома» — «Наркомовская норма» и Starter — в магазинах республики продаются по ценам 256 и 286 руб. соответственно, следует из иска СПАП.
Росту стоимости водки из других регионов в Татарстане способствует также введенная местными властями дополнительная сертификация, подразумевающая нанесение на продукцию марок Госалкогольинспекции, отмечают в СПАП. «В результате протекционизма продукция “Татспиртпрома” получает неоправданные ценовые преимущества перед остальной водкой», — указывает представитель СПАП.
В ФАС решение не возбуждать дело по поводу ситуации в Татарстане объяснили недостатком доказательств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства. По словам замначальника контрольно-финансового управления службы Натальи Исаевой, регулятор отправлял запросы в органы власти республики и представителям бизнеса. «Но даже розничные сети, к которым мы обращались, ответили, что у них нет претензий к властям Татарстана», — пояснила госпожа Исаева. При этом она добавила, что в апреле по поручению руководителя ФАС Игоря Артемьева была создана рабочая группа по развитию конкуренции алкогольной продукции в Татарстане, в которую вошли представители службы, Госалкогольинспекции и республиканского правительства. Однако в СПАП не верят, что созданная рабочая группа урегулирует спорные вопросы, поэтому приняли решение обратиться в суд.
Откуда появился региональный сепаратизм на водочном рынке?
Причины возникновения регионального протекционизма достаточно просты. Любой субъект Российской Федерации заинтересован в наличии у себя водочного производства в силу его очевидной выгоды для местного бюджета. Необходимо начать с того, что регион получает часть акциза (специального налога на алкоголь) с каждой произведенной у себя бутылки. Например, сейчас в стоимости одной стандартной поллитровки размер акциза составляет 104,6 руб. Эту сумму производитель должен перечислить в федеральное казначейство, откуда потом 40% (т. е. чуть более 40 руб.) возвращаются в бюджет того региона, где расположен завод.
Часть акциза — наиболее значительный, но далеко не единственный источник доходов бюджета от водочного производства. Помимо этого в региональный бюджет поступает налог на прибыль, налог на имущество, и транспортный налог. Кроме того, водочное производство даже при нынешнем уровне автоматизации нуждается в персонале, а значит, решается проблема занятости населения. Наконец, если предприятие по выпуску алкоголя находится в собственности региона, он получает от него прямой доход в бюджет как собственник.
Сочетание этих факторов приводит к тому, что администрации тех субъектов РФ, где располагаются крупные заводы по производству алкоголя (в первую очередь крепкого) всеми правдами и неправдами пытаются сохранить рынок сбыта только для своих производителей.
Стоит отметить, что исторически основные производственные мощности по выпуску алкогольной продукции в России были сконцентрированы в центральной части страны, на юге, а также в Поволжье. В ряде субъектов именно этих территорий стала активно проводиться политика ограничения ввоза и продажи «чужого» алкоголя. И лидером в этом отношении был и остается Татарстан, которому по наследству от советской эпохи досталось 14 ликероводочных и спиртовых предприятий. И именно там развернулись основные баталии.
Первые попытки ограничить ввоз алкоголя на территорию Татарстана были предприняты более двадцати лет назад. В начале 1996 года постановлением кабинета министров был резко ограничен сбыт спиртных напитков нереспубликанского производства — их обложили высокими налогами. В результате за несколько месяцев из продажи исчезли элитные армянские коньяки и крымские вина. В мае того же года в республике начала действовать независимая дегустационная комиссия, наделенная правом присваивать водке категории качества — по сути, давать допуск к реализации.
Попытки властей других субъектов РФ вступиться за своих производителей успеха не имели.
Так, например, представители мэрии Москвы (на тот момент крупнейшим федеральным игроком был московский завод «Кристалл») предупредили, что если на местах по-прежнему будет проводиться повторный контроль качества московской продукции, Москва «примет аналогичные меры к поставщикам из этих регионов». Однако каких-то ощутимых результатов это не принесло, поскольку в то время водка, производимая в Татарстане, в Москве практически не продавалась.
Между тем в начале 1997 года власти Татарстана приняли решение установить самую низкую в России минимальную цену на водку — девять тыс. руб. Эта цена оказалась ниже общероссийской, определенной в 11,5 тыс. руб. В розничной торговле в Татарстане водка в тот период продавалась по десять тыс. руб., включая стоимость посуды.
А уже через год республика вообще запретила продажу привозной водки. Сделано это было под эгидой борьбы с кризисом. Постановлением правительства «О мерах по усилению госконтроля за оборотом алкогольной продукции и порядке квотирования ее ввоза в РТ» от 14 июля 1998 года был запрещен ввоз на территорию Татарстана любой водки вплоть до 1 января 1999 года.
Для остальных напитков крепостью свыше 28% были определены квоты на ввоз. Как писали тогда СМИ, «такого закручивания гаек не ожидали даже члены правительства Татарии» — начальник алкогольной инспекции республики, например, отказался участвовать в пресс-конференции по поводу принятого постановления, а первый вице-премьер предупредил, что подобные ограничения сделают предприятия неконкурентоспособными и приведут к росту коррупции.
В 2007 году Госалкогольинспекция Татарстана утвердила правила проверки алкогольной продукции. В них говорилось, что продукция, произведенная в Татарстане, должна проверяться «не реже одного раза в квартал» и при выпуске нового продукта, а привозная — при поставке каждой партии, причем с отбором проб для лабораторного анализа, который оплачивали сами оптовики. После жалоб в ФАС в июне 2008 года Госалкогольинспекция Татарии отменила дополнительные проверки ввозимого на территорию республики алкоголя, благодаря которым водка «Татспиртпрома» успела занять на местном рынке более 62%.
Однако праздник продлился недолго. Спустя ровно шесть месяцев, в декабре 2008 года, проверяющие организации республики предписали приостановить деятельность шести местных оптовых компаний, совокупно контролировавших 85% ввозимого в республику алкоголя. Проверочные мероприятия начались одновременно и носили внеплановый характер. В заключениях проверяющих фигурировали обвинения в нарушении норм пожарной или санитарной безопасности, в связи с чем всем компаниям выдали предписания о передаче результатов проверок в местный суд для рассмотрения вопроса о приостановлении деятельности.
Проверяющие органы действовали на основании «Поручения премьер-министра Республики Татарстан Р. Н. Минниханова по вопросам стимулирования производства республиканских алкогольных предприятий» в «целях сохранения и защиты внутреннего рынка и обеспечения стабильной работы предприятий ОАО “Татспиртпром”».
Тогда же, в 2008 году, Ассоциация компаний розничной торговли направила в ФАС обращение с просьбой устранить практику повторной сертификации алкогольной продукции, действующую в ряде регионов, в том числе в Татарстане. Де-юре проверка проводилась в добровольном порядке, но поставщик, не прошедший сертификацию, подвергался множественным проверкам со стороны надзорных органов и имел массу проблем с розничной реализацией продукции.
При этом, даже соглашаясь пройти процедуру сертификации, поставщики сталкивались с новыми проблемами, например, манипулированием со сроками предоставления услуги.
Так, в августе 2009 года оптовики, поставляющие в магазины Татарстана водку российских брендов, получили из Госалкогольинспекции сообщение о том, что проверка направленных на сертификацию водок задерживается в связи с «необходимостью уточнения сведений, зафиксированных в ЕГАИС» и содержащихся в сопроводительных документах. Когда закончится проверка, инспекция не уточняла.
В июне 2010 года Федеральная антимонопольная служба признала, что действия властей Татарии привели к ограничению конкуренции на алкогольном рынке республики. Согласно решению ФАС, кабинет министров РТ, Госалкогольинспекция республики, исполнительные комитеты Альметьевского и Нижнекамского муниципального районов были признаны нарушившими закон «О защите конкуренции». При этом, как говорилось в решении ФАС, власти республики добровольно устранили все выявленные нарушения.
Впрочем, несмотря на «устранение нарушений», фактически положение дел на рынке алкогольной продукции Татарстана осталось прежним — негласный приоритет в реализации предоставлен исключительно местной водке.
Согласно действующим правилам добровольной сертификации, вся продукция должна поставляться на прилавок через четырех местных оптовиков. Сначала водка из других субъектов РФ поступает на склад оптовика, далее документы на партию, а также образцы направляются в Госалкогольинспекцию. Затем необходимо перевести деньги в размере около пяти рублей с каждой бутылки и подождать, когда ГАИ, как называют инспекцию, «даст добро». Ожидание может растянуться на два месяца. После каждая бутылка оклеивается так называемым знаком качества и наконец-то выпускается в оборот. При этом нельзя не отметить, что местная продукция проходит эту «проверку качества» мгновенно.
По самым скромным оценкам экспертов рынка, при отсутствии данных барьеров федеральные производители могли бы продавать на рынке Татарстана в 3–5 раз больше своей алкогольной продукции, нежели сейчас, а потребитель мог бы получить возможность выбора и приобрести товар по существенно менее высоким ценам. Вместо этого жители республики фактически «помогают рублем» своему монополисту.