В ходе одного из проверочных мероприятий в Северо-Западном федеральном округе сотрудники регионального отделения Росалкогольрегулирования выявили нелегальный цех по производству алкоголя в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. В помещении была обнаружена кустарная линия розлива, свыше 3 тысяч литров спиртосодержащей жидкости, а также сотни бутылок с алкогольной продукцией разных брендов.
По имеющейся информации, в цеху для розлива использовали бутылки из-под спиртных напитков с неповрежденной подлинной федеральной специальной маркой - так называемую оборотную тару. Использованные бутылки из-под легальной продукции приобретались в пунктах приема стеклотары, а также в ресторанах (ряд бутылок имели последовательные номера на ФСМ).
С введением в 2016 году полного цикла ЕГАИС произошли изменения в структуре российского теневого алкогольного рынка: сотрудники РАР отмечают, что основную массу выявляемых производств составляют теперь «гаражи» и «коровники», - с полок ушла водка, разливавшаяся на заводах в «третью» смену. Кустари используют, в том числе, подлинные бутылки с настоящей маркой, уже побывавшие в обороте.
В соответствии с требованиями законодательства федеральная специальная марка наносится заводом на боковую поверхность бутылки, где, соответственно, остается неповрежденной в процессе откупоривания и дальнейшего распития напитка. Это и дает возможность пускать алкогольную тару во вторичный оборот. Рынок такой бутылки широко представлен в интернете, объявления, как о продаже, так и о покупке, обнаруживаются без труда: «Продается бутылка водочная 0,5 л с этикетками чистая с ресторана в коробках 25 руб./шт», «Куплю стеклобутылку б/у в хорошем чистом виде с этикеткой (далее перечисляются самые ходовые бренды российской водки) на постоянной основе. Звоните не стесняйтесь».
По мнению отраслевых экспертов, решением проблемы мог бы стать возврат к Г-образной или П-образной марке – той, которая клеится на горлышко бутылки и повреждается при вскрытии. Федеральная специальная марка должна содержать всю необходимую информацию для считывания и отправки в ЕГАИС, и недавно появилась техническая возможность умещать все эти данные на марках меньшей площади, сейчас такие используются на бутылках объемом 0,25 л. Параметры данной марки позволяют наносить ее на колпачок и горловину бутылки любого объема, указывают специалисты.
«Если участится выявление подпольных производств, использующих оборотную тару, необходимо будет поднимать вопрос о законодательном возвращении Г-образной марки», - уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Г-образные акцизные марки использовались в России до 1 июля 2006 года, когда была введена в действие марка нового образца с повышенной защитой: гильоширными сетками, голограммой и другими элементами. В случае законодательного введения нового «старого» типа маркировки ликероводочным предприятиям будет необходимо модернизировать этикетировочное оборудование специальными станциями аппликации. На ряде заводов, разливающих продукцию на экспорт в страны СНГ и Европы, оно сохранилось и используется и в настоящее время.
Возврат к списку