1 января 2016 года ознаменовалось для российского алкогольного рынка вступлением в силу норм закона, обязывающего всех оптовых и розничных продавцов фиксировать информацию о передвижении продукции в системе ЕГАИС (раньше это делали только производители и импортеры). Распространение ЕГАИС на всю товаропроводящую цепь – от производства сырья до конечного потребителя – одна из самых глобальных регулятивных мер, когда-либо предпринимавшихся в данной сфере. Именно на нее правительство возлагает основные надежды по сокращению доли контрафакта на российском алкогольном рынке и увеличению поступлений акцизов в федеральный бюджет.
О том, как проходит запуск системы, с какими сложностями сталкиваются пользователи и как на них реагирует ведомство, «Спирт-Экспрессу» рассказал Начальник управления автоматизированных информационных систем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Антон Гущанский.
В прошлом году информация о внедрении ЕГАИС взволновала всех участников рынка. Опасения основывались на предыдущем опыте, когда в 2006 году во время установки системы на производстве рынок оказался частично парализован. Как осуществляется процесс на этот раз?
Подключение к ЕГАИС проходит в рабочем режиме. Основная масса участников рынка успела подключиться до нового года. На сегодняшний день уже подключено более 96% оптовых организаций.
Как РАР готовился к запуску ЕГАИС?
Подключение к единой системе всех участников рынка – это объемная и кропотливая работа, поэтому мы начали готовиться очень тщательно и заблаговременно – как в техническом, так и в административном отношении. Полное информирование по системе ЕГАИС среди участников рынка было начато год назад - в январе 2015 года. С середины года, когда закон был подписан, мы начали более плотное взаимодействие. Провели встречи со многими отраслевыми ассоциациями: с АКОРТом, с пивоварами, СПАП и с другими. Были организованы совещания на базе наших территориальных органов, а также на базе тех субъектов, которые к нам обращались. Первым таким регионом, который к нам обратился, была Вологодская область. Вот начиная с Вологодской области у нас прошло 26 больших конференций. 4 выездных – это Волгоград, Новосибирск, Калининград и Татарстан, куда мы сами выезжали и беседовали с коллегами, и 22 мероприятия в формате видеоконференций. Кроме того, наши межрегиональные управления во взаимодействии с субъектами провели порядка 18 совещаний по ЕГАИС.
Разумеется, полная информация о необходимости и порядке подключения к системе была размещена на официальном сайте РАР, каждый участник рынка видел уведомление, когда заходил в свой личный кабинет. Так что возникновение обязанности по подключению к ЕГАИС ни для кого не было секретом. И те, кто подошел к вопросу ответственно, столкнулись с наименьшим количеством трудностей.
Давайте поговорим о трудностях. Например, оптовики и розница жалуются на слишком длительное время отклика программы. Приводились случаи, когда поставщик фиксировал отгрузку, а магазин не мог принять товар из-за того, что не видел его в системе. Как вы можете это прокомментировать?
Если отправитель загружает накладную, получатель может ее забрать в системе через 2-4 минуты. То есть 4 минуты – это максимальное время отклика системы. Данный параметр является настраиваемым, и в дальнейшем, когда мы будем видеть реальные объемы, он может быть изменен в меньшую сторону.
На что же тогда жалуются продавцы?
Мы проводили анализ тех проблем, которые называют участники рынка, и выявили ряд трудностей, которые возникают у организаций.
Проблема первая. Предприятие взаимодействует с ЕГАИС с помощью своей собственной бухгалтерской (учетной) системы. У кого-то это 1С, у кого-то Axapta, у кого-то «Сакура», этих систем большое количество, и одна из них, в любом случае, уже установлена и действует в организации. Когда разрабатывался ЕГАИС, для того, чтобы не накладывать на предпринимателей дополнительные требования, мы сделали так, чтобы они могли существующим программным обеспечением соединиться с ЕГАИС. И проблема заключается в том, что собственные системы предприятий имеют определенные сложности: они не настроены, не работают, есть какие-то сбои и так далее, что и вскрывается в данной ситуации. В частности, с этим столкнулась одна их крупнейших розничных сетей в своих распределительных центрах. В начале прошлого года у них были проблемы с их учетной системой, и пока они решали проблему у себя - держали автомобили поставщиков под своими распредцентрами. Никакой помощи от РАР им не потребовалось: ЕГАИС работала штатно, накладные приходили, но не загружались в их учетную систему. И отладку они делали у себя самостоятельно. То есть в данном и аналогичных случаях – это не проблема ЕГАИС. Это проблема бухгалтерской системы предприятия.
Вторая проблема. Покупатели обращаются к нам на горячую линию и говорят: у меня нет накладной. Начинаешь смотреть накладную, а накладной в принципе в системе нет. То есть отправитель ее попросту не отправил. Люди начинают спекулировать этим: «мы отправили накладную, а почему вы ее не видите, мы не знаем». На самом деле просто ничего не отправляли.
Человеческий фактор?
Совершенно верно. Те же корни имеет и третья проблема - отправка не по тому адресу. Компании жалуются, что накладные никуда не доходят. Когда начинали разбираться, оказывалось, что они отправляют накладные абсолютно в другие магазины по ЕГАИС, вместо тех, куда товар фактически уехал. У нас эта проблема обнаружилась, в частности, у одного из крупнейших пивоваров.
Вот это три общие проблемы для всех участников рынка. Есть участники рынка, у которых никаких проблем вообще не возникает, они неплохо адаптировались и интегрировались с ЕГАИС собственными учетными системами.
У многих возникли сложности с введением в систему остатков продукции. По словам бизнеса, эта процедура потребовала значительных временных и финансовых затрат (на оплату сверхурочных сотрудникам).
Есть два механизма формирования остатков. Первый - так называемый «легкий». И второй более «сложный» механизм. Легкий механизм подразумевает, что у организации есть возможность запросить у своих поставщиков переотправку всех накладных за предыдущие периоды, по которым у них сейчас имеются остатки. Все это производитель или импортер могут заново переслать. Это достаточно просто, ничего сложного здесь нет, это простейшая операция, которую проведет производитель или импортер, а получатель уже будет получать в объемных показателях.
И второй механизм - это постановка на баланс, которая требует от маркированной продукции помарочного сканирования. Сделано это было не зря: мы понимаем прекрасно, что сейчас на остатках есть объем нелегальной продукции у оптовиков и розницы соответственно, и многие из них даже не знают о том, что это нелегальная продукция. Вот как раз процедура постановки на баланс не позволяет легализовать и обратить в систему продукцию с двойными «зеркальными» марками или с марками, которые в принципе не имеют никакого отношения к акцизным маркам или ФСМ. Мы даже собирали некую статистику, и у нас уже есть факты, когда предприятия в разных регионах пытались занести продукцию с одними и теми же акцизными марками, и система им это сделать не дала.
Опт и розница сталкиваются с тем, что сканеры не считывают марку на бутылках. У поставщика все считывается корректно, а у контрагента ту же самую марку сканер не распознает. Что здесь не так? Дешевые некачественные сканеры?
Ситуация здесь достаточно проста. Есть код, который нанесен на марку, это PDF-417. Это международный стандарт, в России есть ГОСТ под него, есть, соответственно, переведенные стандарты и так далее, то есть определенная нормативная база. Если производитель или импортер - а он обязан по закону это делать - наносит штриховой код на марку таким образом, чтобы все участники цепочки на всем обороте алкогольной продукции могли ее считать, то в этом случае марка будет читаться, и марка будет читаться любым сканером, который был сертифицирован как сканер, который умеет читать PDF-417. Но многие производители и импортеры пытаются сэкономить, не думают о своих покупателях и контрагентах, с которыми они работают. Штриховой код наносится быстро, с высокими скоростями печати, принтерами, у которых составные элементы уже вышли из строя. Получается некое пятно, а не штриховой код, -то есть он сразу выходит поврежденный. И вот тут возникает необходимость использовать сканеры с другим ценовым диапазоном. Есть сканеры, которые более дорогостоящие, от 10 тысяч рублей и выше, и в них заранее заложен функционал по сканированию поврежденного штрихового кода.
То есть, по сути, поврежденный штриховой код уже выходит от недобросовестного производителя?
Да, именно так. И вот эти более дорогие сканеры умеют сканировать такие коды. А в более дешевых сканерах этот функционал не заложен. Поэтому, если предприятие работает с производителем, который наносит качественный штрих-код, и который, скажем так, заботится о своих контрагентах, то на всех этапах цепочки потребуются сканеры недорогие. Если же мы понимаем, что производителю или импортеру все равно, - он купил себе дорогой сканер, отпечатал марки, проверил, что они у него дорогим сканером считались, значит, его участникам цепочки тоже потребуются более дорогие сканеры, для того, чтобы обеспечить считывание этой марки. Хочу напомнить, что по закону производитель должен наносить штрих-код таким образом, чтобы обеспечивать считывание его на всех этапах реализации продукции, вплоть до конечного потребителя.
Как быстро Росалкогольрегулирование реагирует на запросы пользователей, поступающие по «горячей линии ЕГАИС»?
Наша «горячая линия» обрабатывает через официальный форум запросы, поступающие через личный кабинет, электронную почту, по телефону и другим каналам. Срок ответа не должен превышать одних суток после поступления запроса от заявителя. Есть дополнительные линии поддержки на базе центрального аппарата службы и на базе территориальных органов – это и электронная почта, и телефоны, и мы отвечаем на вопросы в течение рабочего дня. У нас нет системных проблем, которые требовали бы разбирательства в течение нескольких суток. В большинстве своем вопросы приходят такого плана: «Я вообще не знаю, что такое ЕГАИС, расскажите, куда мне идти и с чего мне начинать». Это все достаточно просто. У нас вся информация уже сведена в агрегированном состоянии на наших официальных сайтах, поэтому такие запросы мы разбираем достаточно быстро. Кроме этого, мы оказываем техническую поддержку дополнительно, в том числе и в праздничные дни. И количество запросов не является каким-то запредельным, нет настолько большого объема, с которым мы не могли бы справиться.
Правительство установило переходный период по внедрению ЕГАИС до 20 апреля 2016 года. До этого срока к предпринимателям не будет применяться никаких санкций. Как мы знаем, это было принято как раз для того, чтобы все успели установить, отладить и освоить систему. Наблюдая сейчас за процессом, как вы полагаете, успеет рынок до этого срока адаптироваться к работе в новых условиях?
Думаю, что все участники рынка успеют справиться к этому сроку. Мы со своей стороны толкали их, как могли, до наступления закона. Кто-то нас слышал, кто-то нас не слышал. С оптовиками все достаточно просто: все оптовики нами наблюдаются. За теми, кто еще не подключился (их минимальное количество), мы следим. Мы с ними в плотном контакте, они знают, что мы про них не забыли, поэтому в ближайшее время они закончат все свои процедуры по подключению. А розничные точки - они также подталкиваются и органами власти субъектов, и нами, и их же контрагентами, которые не хотят вести раздельный учет по ЕГАИС. Поэтому розничные организации, я думаю, тоже быстро вольются. Даже с учетом того, что многие из них были изначально запуганы, введены в заблуждение недобросовестными участниками рынка. Рознице говорили, что подключение к ЕГАИС стоит огромных денег, очень тяжело, очень трудоемко. Когда же сейчас по факту они начинают этой процедурой заниматься, они видят, что это совсем не то, чем их так пугали. На самом деле все достаточно просто и любой магазин может это выполнить.
В чем вы видите основную сложность в реализации этого масштабного проекта на алкогольном рынке?
Сейчас мы видим только одно, что ЕГАИС как система - запущена и работает. Участники рынка – и их довольно много - и импортеры, и производители, и большие крупные сети, говорят, что система ЕГАИС их во всем устраивает, то есть она делает то, что им необходимо. Те моменты, которые мы сейчас закрываем, будут касаться перехода на новую версию ЕГАИС работавших с ней ранее производителей и импортеров. Каких-то фундаментальных доработок, улучшений нам делать не приходится, потому как все сейчас работает четко и слаженно как часы. Единственная проблема, которую мы сейчас видим, это либо непонимание участников рынка, либо спекуляции ряда участников рынка, которые не хотят по какой-то причине принимать продукцию. Пока доехала машина, они думают: не буду я уже это принимать. И оперировать начинают тем, что они не видят партию в ЕГАИС, хотя там всё есть.
Мы снова говорим о человеческом факторе?
Совершенно верно. Также различные общественные объединения сейчас начинают подогревать ситуацию, приводя абсолютно недостоверные и некорректные доводы. Мы, разработчики, пойдя навстречу бизнесу, предусмотрели, что подтверждать закупку без нарушения сроков фиксации предприятие может в городе в течение трех рабочих дней с момента фактического получения товара, в селе - в течение семи рабочих дней. То есть получил – вот тебе неделя, подтверждай. Но многие участники рынка и ассоциации, по непониманию или злонамеренно, начинают рассказывать, что ЕГАИС будет подтверждать только на третий или седьмой день, а раньше подтвердить никто не может – система не позволяет, хотя на самом деле это абсолютно недостоверно. Если бы вокруг не было всего этого ажиотажа и спекуляций, то все проходило бы достаточно просто. Проблема только в этом пока.
Возврат к списку