Главная \ Новости \ Алкомониторинг

Новости

18.01.2016

"Если бы вокруг не было столько спекуляций, все было бы достаточно просто"

"Если бы вокруг не было столько спекуляций, все было бы достаточно просто"

1 января 2016 года ознаменовалось для российского алкогольного рынка вступлением в силу норм закона, обязывающего всех оптовых и розничных продавцов фиксировать информацию о передвижении продукции в системе ЕГАИС (раньше это делали только производители и импортеры). Распространение ЕГАИС на всю товаропроводящую цепь – от производства сырья до конечного потребителя – одна из самых глобальных регулятивных мер, когда-либо предпринимавшихся в данной сфере. Именно на нее правительство возлагает основные надежды по сокращению доли контрафакта на российском алкогольном рынке и увеличению поступлений акцизов в федеральный бюджет.

О том, как проходит запуск системы, с какими сложностями сталкиваются пользователи и как на них реагирует ведомство, «Спирт-Экспрессу» рассказал Начальник управления автоматизированных информационных систем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Антон Гущанский.

В прошлом году информация о внедрении ЕГАИС взволновала всех участников рынка. Опасения основывались на предыдущем опыте, когда в 2006 году во время установки системы на производстве рынок оказался частично парализован. Как осуществляется процесс на этот раз?

Подключение к ЕГАИС проходит в рабочем режиме. Основная масса участников рынка успела подключиться до нового года. На сегодняшний день уже подключено более 96% оптовых организаций.

Как РАР готовился к запуску ЕГАИС?

Подключение к единой системе всех участников рынка – это объемная и кропотливая работа, поэтому мы начали готовиться очень тщательно и заблаговременно – как в техническом, так и в административном отношении. Полное информирование по системе ЕГАИС среди участников рынка было начато год назад - в январе 2015 года. С середины года, когда закон был подписан, мы начали более плотное взаимодействие. Провели встречи со многими отраслевыми ассоциациями: с АКОРТом, с пивоварами, СПАП и с другими. Были организованы совещания на базе наших территориальных органов, а также на базе тех субъектов, которые к нам обращались. Первым таким регионом, который к нам обратился, была Вологодская область. Вот начиная с Вологодской области у нас прошло 26 больших конференций. 4 выездных – это Волгоград, Новосибирск, Калининград и Татарстан, куда мы сами выезжали и беседовали с коллегами, и 22 мероприятия в формате видеоконференций. Кроме того, наши межрегиональные управления во взаимодействии с субъектами провели порядка 18 совещаний по ЕГАИС.

Разумеется, полная информация о необходимости и порядке подключения к системе была размещена на официальном сайте РАР, каждый участник рынка видел уведомление, когда заходил в свой личный кабинет. Так что возникновение обязанности по подключению к ЕГАИС ни для кого не было секретом. И те, кто подошел к вопросу ответственно, столкнулись с наименьшим количеством трудностей.

Давайте поговорим о трудностях. Например, оптовики и розница жалуются на слишком длительное время отклика программы. Приводились случаи, когда поставщик фиксировал отгрузку, а магазин не мог принять товар из-за того, что не видел его в системе. Как вы можете это прокомментировать?

Если отправитель загружает накладную, получатель может ее забрать в системе через 2-4 минуты. То есть 4 минуты – это максимальное время отклика системы. Данный параметр является настраиваемым, и в дальнейшем, когда мы будем видеть реальные объемы, он может быть изменен в меньшую сторону.

На что же тогда жалуются продавцы?

Мы проводили анализ тех проблем, которые называют участники рынка, и выявили ряд трудностей, которые возникают у организаций.

Проблема первая. Предприятие взаимодействует с ЕГАИС с помощью своей собственной бухгалтерской (учетной) системы. У кого-то это 1С, у кого-то Axapta, у кого-то «Сакура», этих систем большое количество, и одна из них, в любом случае, уже установлена и действует в организации. Когда разрабатывался ЕГАИС, для того, чтобы не накладывать на предпринимателей дополнительные требования, мы сделали так, чтобы они могли существующим программным обеспечением соединиться с ЕГАИС. И проблема заключается в том, что собственные системы предприятий имеют определенные сложности: они не настроены, не работают, есть какие-то сбои и так далее, что и вскрывается в данной ситуации. В частности, с этим столкнулась одна их крупнейших розничных сетей в своих распределительных центрах. В начале прошлого года у них были проблемы с их учетной системой, и пока они решали проблему у себя - держали автомобили поставщиков под своими распредцентрами. Никакой помощи от РАР им не потребовалось: ЕГАИС работала штатно, накладные приходили, но не загружались в их учетную систему. И отладку они делали у себя самостоятельно. То есть в данном и аналогичных случаях – это не проблема ЕГАИС. Это проблема бухгалтерской системы предприятия.

Вторая проблема. Покупатели обращаются к нам на горячую линию и говорят: у меня нет накладной. Начинаешь смотреть накладную, а накладной в принципе в системе нет. То есть отправитель ее попросту не отправил. Люди начинают спекулировать этим: «мы отправили накладную, а почему вы ее не видите, мы не знаем». На самом деле просто ничего не отправляли.

Человеческий фактор?

Совершенно верно. Те же корни имеет и третья проблема - отправка не по тому адресу. Компании жалуются, что накладные никуда не доходят. Когда начинали разбираться, оказывалось, что они отправляют накладные абсолютно в другие магазины по ЕГАИС, вместо тех, куда товар фактически уехал. У нас эта проблема обнаружилась, в частности, у одного из крупнейших пивоваров.

Вот это три общие проблемы для всех участников рынка. Есть участники рынка, у которых никаких проблем вообще не возникает, они неплохо адаптировались и интегрировались с ЕГАИС собственными учетными системами.

У многих возникли сложности с введением в систему остатков продукции. По словам бизнеса, эта процедура потребовала значительных временных и финансовых затрат (на оплату сверхурочных сотрудникам).

Есть два механизма формирования остатков. Первый - так называемый ‎‎«легкий». И второй более «сложный» механизм. Легкий механизм ‎подразумевает, что у организации есть возможность запросить у своих поставщиков ‎переотправку всех накладных за предыдущие периоды, по ‎которым у них сейчас имеются остатки. Все это производитель или импортер могут заново переслать. Это достаточно просто, ничего сложного здесь нет, это ‎простейшая операция, которую проведет производитель или импортер, а ‎получатель уже будет получать в объемных показателях. ‎

И второй механизм - это постановка на баланс, которая требует от маркированной ‎продукции помарочного сканирования. Сделано это было не зря: мы ‎понимаем прекрасно, что сейчас на остатках есть объем нелегальной ‎продукции у оптовиков и розницы соответственно, и многие из них даже не ‎знают о том, что это нелегальная продукция. Вот как раз процедура постановки на ‎баланс не позволяет легализовать и обратить в систему продукцию с ‎двойными «зеркальными» марками или с марками, которые в принципе не имеют ‎никакого отношения к акцизным маркам или ФСМ. Мы даже собирали некую статистику, и у нас уже есть факты, когда предприятия в ‎разных регионах пытались занести продукцию с ‎одними и теми же акцизными марками, и система им это сделать не дала. ‎

Опт и розница сталкиваются с тем, что сканеры не считывают марку на бутылках. У поставщика все считывается корректно, а у контрагента ту же самую марку сканер не распознает. Что здесь не так? Дешевые некачественные сканеры?

Ситуация здесь достаточно проста. Есть код, который нанесен на марку, это PDF-417. Это международный стандарт, в России есть ГОСТ под него, есть, ‎соответственно, переведенные стандарты и так далее, то есть определенная ‎нормативная база. Если производитель или импортер - а он обязан по закону это ‎делать - наносит штриховой код на марку таким образом, чтобы все участники ‎цепочки на всем обороте алкогольной продукции могли ее считать, то в этом ‎случае марка будет читаться, и марка будет читаться любым сканером, ‎который был сертифицирован как сканер, который умеет читать PDF-417. Но ‎многие производители и импортеры пытаются сэкономить, не думают о ‎своих покупателях и контрагентах, с которыми они работают. Штриховой код ‎наносится быстро, с высокими скоростями печати, принтерами, у ‎которых составные элементы уже вышли из строя. Получается некое пятно, а не штриховой код, -то есть он ‎сразу выходит поврежденный. И вот тут возникает необходимость использовать сканеры с ‎другим ценовым диапазоном. Есть сканеры, которые более дорогостоящие, от ‎‎10 тысяч рублей и выше, и в них заранее заложен функционал по сканированию ‎поврежденного штрихового кода.

То есть, по сути, поврежденный штриховой код ‎уже выходит от недобросовестного производителя?

Да, именно так. И вот эти более дорогие сканеры умеют ‎сканировать такие коды. А в более дешевых сканерах этот функционал не ‎заложен. Поэтому, если предприятие работает с производителем, который ‎наносит качественный штрих-код, и который, скажем так, заботится о своих ‎контрагентах, то на всех этапах цепочки потребуются сканеры недорогие. Если ‎же мы понимаем, что производителю или импортеру все равно, - он купил себе ‎дорогой сканер, отпечатал марки, проверил, что они у него дорогим сканером ‎считались, значит, его участникам цепочки тоже потребуются более дорогие ‎сканеры, для того, чтобы обеспечить считывание этой марки. Хочу напомнить, что по ‎закону производитель должен наносить штрих-код таким образом, чтобы ‎обеспечивать считывание его на всех этапах реализации продукции, вплоть до ‎конечного потребителя. ‎

Как быстро Росалкогольрегулирование реагирует на запросы пользователей, поступающие по «горячей линии ЕГАИС»?

Наша «горячая линия» обрабатывает через официальный форум запросы, ‎поступающие через личный кабинет, электронную почту, по телефону и другим каналам. Срок ответа не должен превышать одних суток после поступления запроса от ‎заявителя. Есть дополнительные линии поддержки на базе центрального аппарата ‎службы и на базе территориальных органов – это и электронная почта, и ‎телефоны, и мы отвечаем на вопросы в течение рабочего дня. У нас нет системных проблем, которые требовали бы ‎разбирательства в течение нескольких суток. В большинстве своем вопросы ‎приходят такого плана: «Я вообще не знаю, что такое ЕГАИС, расскажите, куда ‎мне идти и с чего мне начинать». Это все достаточно просто. У нас вся ‎информация уже сведена в агрегированном состоянии на наших официальных ‎сайтах, поэтому такие запросы мы разбираем достаточно быстро. Кроме этого, ‎мы оказываем техническую поддержку дополнительно, в том числе и в ‎праздничные дни. И количество запросов не является каким-то запредельным, нет настолько большого объема, с которым мы не могли бы справиться.

Правительство установило переходный период по внедрению ЕГАИС до 20 апреля 2016 года. До этого срока к предпринимателям не будет применяться никаких санкций. Как мы знаем, это было принято как раз для того, чтобы все успели установить, отладить и освоить систему. Наблюдая сейчас за процессом, как вы полагаете, успеет рынок до этого срока адаптироваться к работе в новых условиях?

Думаю, что все участники рынка успеют справиться к этому сроку. Мы со своей ‎стороны толкали их, как могли, до наступления закона. Кто-то нас слышал, кто-‎то нас не слышал. С оптовиками все достаточно просто: все оптовики нами ‎наблюдаются. За теми, кто еще не подключился (их минимальное количество), мы следим. Мы с ними в плотном контакте, они знают, что мы про них не ‎забыли, поэтому в ближайшее время они закончат все свои процедуры по ‎подключению. А розничные точки - они также подталкиваются и органами власти субъектов, и ‎нами, и их же контрагентами, которые не хотят вести раздельный учет по ‎ЕГАИС. Поэтому ‎розничные организации, я думаю, тоже быстро вольются. Даже с учетом того, ‎что многие из них были изначально запуганы, введены в ‎заблуждение недобросовестными участниками рынка. Рознице говорили, что ‎подключение к ЕГАИС стоит огромных денег, очень тяжело, очень трудоемко. ‎Когда же сейчас по факту они начинают этой процедурой заниматься, они ‎видят, что это совсем не то, чем их так пугали. На самом деле все достаточно ‎просто и любой магазин может это выполнить. ‎

В чем вы видите основную сложность в реализации этого масштабного проекта на алкогольном рынке?

Сейчас мы видим только одно, что ЕГАИС как система - запущена и ‎работает. Участники рынка – и их довольно много - и ‎импортеры, и производители, и большие крупные сети, говорят, что ‎система ЕГАИС их во всем устраивает, то есть она делает то, что им ‎необходимо. Те моменты, которые мы сейчас закрываем, будут касаться ‎перехода на новую версию ЕГАИС работавших с ней ранее производителей и ‎импортеров. Каких-то фундаментальных доработок, улучшений нам делать не ‎приходится, потому как все сейчас работает четко и слаженно как часы. Единственная ‎проблема, которую мы сейчас видим, это либо непонимание участников ‎рынка, либо спекуляции ряда участников рынка, которые не хотят по какой-то ‎причине принимать продукцию. Пока доехала машина, они думают: не буду ‎я уже это принимать. И оперировать начинают тем, что они не видят партию в ЕГАИС, хотя там всё есть.

Мы снова говорим о человеческом факторе?

Совершенно верно. Также различные общественные ‎объединения сейчас начинают подогревать ситуацию, приводя абсолютно недостоверные и некорректные доводы. Мы, разработчики, пойдя ‎навстречу бизнесу, предусмотрели, что подтверждать закупку без нарушения ‎сроков фиксации предприятие может в городе в течение трех рабочих дней ‎с момента фактического получения товара, в селе - в течение семи рабочих ‎дней. То есть получил – вот тебе неделя, подтверждай. Но многие участники ‎рынка и ассоциации, по непониманию или злонамеренно, начинают рассказывать, что ЕГАИС будет ‎подтверждать только на третий или седьмой день, а раньше подтвердить никто не ‎может – система не позволяет, хотя на самом деле это абсолютно ‎недостоверно. Если бы вокруг не было всего этого ажиотажа и спекуляций, то ‎все проходило бы достаточно просто. Проблема только в этом пока. ‎

Возврат к списку