По итогам первых шести месяцев текущего года, объем производства водки вырос на 9%. Рост аналогичного показателя по всей группе маркируемой алкогольной продукции составил 8,9%. Такие цифры приводит Росалкогольрегулирование. Внутреннее производство уже давно не росло такими темпами.
По данным ФСРАР, в первом полугодии было выпущено 36,5 млн далл водки против 33,5 млн далл за аналогичный период прошлого года. Общий показатель производства алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра и т.д.) составил 83,2 млн далл (против 76,9 млн далл в первом полугодии 2021 года). Интенсивно росли показатели производства слабого алкоголя (7,6 млн далл, +54%), крепких ликёро-водочных изделий (5,6 млн далл, +25%), коньяков (4,2 млн далл, +15%).
Столь существенный естественный рост производства алкоголя ранее фиксировался только при резком росте ставки акцизов. В 2012-2014 годах, накануне повышения ставок (напомним, что тогда рост этого показателя составлял 25-50%) производители выпускали и отгружали продукцию «впрок».
Однако сегодняшнее увеличение объемов выпуска горячительного к акцизной теме отношения не имеет и объясняется совершенно другими факторами.
Первая и основная причина успеха российской алкоотрасли – резкое сокращение импорта. Наиболее «пострадавшим» сегментом в объеме привозной продукции стал крепкий алкоголь. Производство виски, коньяка, джина и т.д. сконцентрировано в руках крупных транснациональных компаний (ТНК), которые либо приостановили отгрузки, либо вообще объявили об уходе с рынка (Diageo, Beam Suntory). Вымывание продукции верхнего ценового сегмента (а именно его и занимали ТНК) привел к автоматическому удорожанию всей продукции этих товарных категорий (это касалось как чистого импорта, так и продукции, выпущенной в РФ из импортных коньячных и висковых дистиллятов). Между тем российский крепкий алкоголь (в первую очередь водка, в меньшей степени коньяк) практически не подорожал. Рост цены на комплектующие и финансовые инструменты (кредиты для оборотного капитала, банковские гарантии, факторинг и т.д.) был скомпенсирован производителями.
В результате произошел небольшой переток потребителя в водочный сегмент, вырос спрос на коньячную продукцию. Напомним, что последние годы наблюдалась обратная тенденция—водочный сегмент неуклонно сокращался.
Второй составляющей роста производства стало усиление регулирования производства и оборота алкоголя. Резкое ужесточение контроля за фармспиртом (он является источником сырья для нелегального алкоголя), которое было произведено в прошлом году, привело к его дефициту и росту цены на «левую» продукцию. При этом легальная продукция (как уже говорилось выше) не подорожала.
Резкий рост производства САПа (слабоалкогольной продукции) объясняется переходом в этот сегмент производителей винных напитков. Сейчас ввоз импортного виноматериала практически остановлен, и для многих заводов оказалось выгоднее выпускать САП вместо напитков с добавлением вина. Этот тренд подтверждается показателями в статистике РАР. В первом полугодии выпуск винных напитков без добавления этанола упал на 52% до 1.5 млн далл.
Российские производители алкоголя стараются заместить ушедшие бренды. «В первом полугодии производство российского алкоголя выросло на 8,9%», - рассказали "Российской газете" в Росалкогольрегулировании. Так, растут продажи водки, которую можно добавлять в коктейли вместо рома, виски и текилы.
По данным Росалкогольрегулирования, в первом полугодии 2022 года производство алкогольной продукции увеличилось до 83,8 млн декалитров (дал) - с почти 77 млн дал в первом полугодии прошлого года. При том что продажи в рознице приросли на 3,7%.
Из-за "вымывания" импортных спиртных напитков из магазинов растет спрос на отечественный алкоголь
Производство водки увеличилось на 9%. Существенный рост производства показывают дистилляты (сырье для крепких напитков): производство коньячных выросло в 2,5 раза. Ликеро-водочных изделий свыше 25 градусов было произведено на четверть больше, чем год назад. Слабоалкогольной продукции изготовили в полтора раза (54,3%) больше, а ее продажи выросли на 77%. Производство шампанского выросло на 30,3%, а продажи - только на 6%. Выпуск винодельческой продукции в целом снизился на 2,6%, а ее продажи на 7,8% - прежде всего за счет снижения производства и продаж винных напитков (более чем в два раза). Еще в 2020 году в России по сути запретили использовать для производства иностранные виноматериалы.
Такие результаты в полной мере отражают ситуацию, как отрасль отреагировала на снижение поставок импортной продукции, считают в Росалкогольрегулировании. Так, дистилляты являются сырьем для производства коньяков, рома, виски и т.д. А как известно, несколько иностранных брендов покинули российский рынок - Diageo (производит виски Johnnie Walker и White Horse, ром Captain Morgan), Brown-Forman (виски Jack Daniel s), Maxxium Russia (бурбон Jim Beam, виски Macallan и The Famous Grouse, а также текила Sauza). "Сейчас происходит постепенное "вымывание" импортной продукции из розничного звена. На фоне сохраняющегося спроса это приводит к росту продаж отечественной продукции", - поясняют в Росалкогольрегулировании.
Кроме того, там считают, что росту производства и продаж способствовала продолжающаяся легализация рынка. "Это стало возможной благодаря эффективной работе Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) и ликвидации незаконных производственных и складских площадок", - считают в ведомстве.
"Не было еще случая, чтобы потребитель, не найдя в магазине нужный алкоголь, бросил пить и записался бы на курсы игры в шахматы", - оценивает риски дефицита импортной продукции директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Отсюда и смещение спроса в сторону российского алкоголя.
«Сейчас водку стали использовать в коктейлях вместо виски, рома и текилы: импорт упал, а водка - самый доступный "градус", - говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценкам, по итогам года импорт текилы, джина, рома, виски снизится на 75%, вина - на 40%. Дробиз считает, что на этом фоне вырастет присутствие на рынке фальсификата, ведь при всем стремлении наших предприятий увеличить производство своего винограда для изготовления вина и коньяка не хватает.
«Сейчас также во всем мире набирает обороты мода на слабоалкогольные коктейли и игристые вина. Так, в Италии фиксируют в этом году рост экспорта проссеко на 40%», - говорит Шапкин. В России тоже наблюдается рост популярности этого алкоголя, что и подтверждают данные Росалкогольрегулирования.
Возврат к списку