Главная \ Новости \ Алкомониторинг

Новости

21.09.2012

ФАС не определилась, как будет выявлять рекламу спиртного в специализированных СМИ

ФАС не определилась, как будет выявлять рекламу спиртного в специализированных СМИ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России пока не определилась, как будет выявлять рекламу спиртного в специализированных СМИ, пишущих об алкоголе. Об этом сообщил сегодня начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ведомства Николай Карташов в ходе круглого стола, посвященного поправкам в закон о рекламе, запрещающим рекламу алкоголя в печатных и онлайн-СМИ. Поправки должны заработать с 1 января 2013г.

Согласно поправкам, закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Писать о продукции с содержанием спирта 0,5% и более можно в том случае, если материал не является рекламой. Однако расплывчатость формулировок вызывает у представителей специализированных СМИ озабоченность, что даже аналитические, не рекламные по своей сути материалы могут оказаться под запретом в связи с тем, что по законам жанра в некоторых случаях не упоминать конкретные марки просто не получится. Также опасение вызывает то, что вне закона окажутся и винные и ресторанные критики, чьей непосредственной работой является описание качественнных характеристик спиртных напитков конкретных марок.

 "По прочтении статьи сразу понятно, является ли она аналитической, хотя четких, объективных критериев оценки нет. Аналитические материалы не будут рассматриваться как реклама. То же касается и интервью. Если задача материала рассказать о человеке, а не прорекламировать конкретную марку конкретной продукции, то ФАС к такому тексту придираться не будет", - заверил Н.Карташов, подчеркнув, что в тексте журналистов "не должно быть акцента на некий продукт, хотя сам продукт и может быть упомянут". Он пояснил, что название типов алкогольной продукции (водка, ром и так далее) без указания на конкретные бренды не будет считаться рекламой. Также Н.Карташов заверил представителей отраслевых СМИ, что запреты не коснутся материалов ресторанных критиков. "Писать о ресторанах, тем более "мишленовских", не упоминая конкретных позиций винной карты, невозможно, - согласился Н.Карташов. - Мы не будем считать это за рекламу". Говоря в целом о том, как ФАС будет оценивать журналистские материалы об алкоголе, Н.Карташов сказал: "Давайте посмотрим, как вы будет писать, какие будут выходить статьи, тогда мы окончательно сформируем свою позицию".

 В свою очередь, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина подтвердила позицию Н.Карташова, что ФАС пока не определилась с тем, как будет определять наличие запрещенной рекламы в журналистских материалах, посвященных алкогольному рынку. "Сейчас мы рассказываем о наших взглядах на то, как будет реализован закон. По конкретным делам мы вас дружно призываем идти в суд. Мы точно так же хотим узнать мнение суда о том, правы мы или нет. Сейчас закон запрещает рекламу алкоголя везде, за исключением мест продажи. Если вы сделаете рекламу, у нас будут вопросы, если это будет не реклама, у нас претензий не будет. Пограничные вопросы решаются в судебных инстанциях", - сказала она. Т.Никитина добавила: "Все правоприменение строится на том, что мы закон применяем так, как считаем нужным, а вы потом правите наше мнение в судах либо отстаиваете свою позицию путем применения закона так, как вы его понимаете. И дальше либо вы принимаете практику применения закона, либо судебные решения вынуждают нас от нее отказаться. Мы не считаем любое упоминание алкоголя рекламой, а всегда смотрим на контекст: как и где это размещается, можно ли это рассматривать как обзор нескольких вин или коньяков, является ли это новостным (а не квазиновостным) сообщением. Упоминание конкретных алкогольных брендов может быть на страницах СМИ. Но все дело в нюансах".

Источник: РБК

Фото: Николай Чёриков

Возврат к списку