08.07.2013
Регионы лишили возможности субсидировать производителей алкоголя
Алкогольные заводы теперь не смогут рассчитывать на налоговые преференции в регионах — президент Владимир Путин подписал закон, запрещающий субсидирование подакцизных товаров. В условиях падения рынка региональные власти были готовы возвращать местным производителям спиртного до 80% акциза. Против этой политики выступали не только крупные водочные компании, обвинявшие чиновников в нарушении конкуренции, но и федеральные власти.
В пятницу опубликован Федеральный закон N181, вносящий изменения в Бюджетный кодекс и исключающий возможность получения субсидий по подакцизным товарам. В первую очередь закон затрагивает производителей спиртного, которым с конца 2012 года региональные власти начали активно предоставлять субсидии в виде возврата части акциза (регионам отходят 40% акцизных сборов с произведенного на их территории крепкого алкоголя и 100% — с пива).
Программа субсидий для производителей спиртного принята примерно 20 субъектами. Самыми щедрыми оказались Кабардино-Балкария (возвращала 30-70% акциза в зависимости от вида продукции), Ярославская и Курганская области — до 60% и 80% соответственно. Стимулировать выпуск алкоголя регионы подтолкнула налоговая политика федерального правительства. С 1 января акциз на крепкий алкоголь был поднят на рекордные 33% (до 400 руб. за 1 л безводного спирта), минимальная розничная цена (МРЦ) на водку выросла на 36% (170 руб. за 0,5 л). В результате в январе—мае выпуск легальной водки снизился на 25%, до 24,5 млн дал.
Политика регионов не нашла поддержки у федеральных властей. В конце апреля глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян в письме министру финансов Антону Силуанову отметил, что "субсидирование производства алкоголя противоречит концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма". Минфин в результате согласился с тем, что алкогольному производству нужно запретить давать субсидии.
Против субсидий выступили и крупнейшие производители водки. Союз производителей алкогольной продукции (СПАП; члены — Central European Distribution Corporation,"Синергия", Алкогольная сибирская группа и др.) также в конце апреля обратился с письмом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, где указал, что действия региональных властей приводят к нерыночному механизму ценообразования. СПАП отмечал, что руководство регионов, где алкоголь субсидируется, требуют от ритейлеров обеспечивать максимальную представленность продукции местных производителей — до 50-80% на полке.
По оценке директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, в настоящее время около 17% всего производимого легального алкоголя приходится на субсидируемую продукцию. "Легально произведенная водка сейчас не может стоить в рознице меньше 200 руб. за 0,5 л, но при наличии субсидии ее стоимость можно опустить до официальной МРЦ — 170 руб., что создает конкурентное преимущество",— говорит эксперт. Исполнительный директор ТД "Межреспубликанский винзавод" Евгений Калабин отмечает, что многие потенциальные партнеры из числа федеральных игроков предпочитали размещать заказы на выпуск своей продукции на малоизвестных региональных предприятиях просто потому, что могли получить цену за разлив 0,5-литровой бутылки водки на 3-5 руб. ниже за счет возвращения акциза. "Отмена субсидирования в регионах поможет нам предложить конкурентные условия по коммерческому разливу и обеспечить загрузку нашим московским площадкам",— доволен он.
Сторонниками субсидирования были крупные иностранные пивоваренные компании, у которых есть заводы во многих российских регионах. Субсидии для них частично компенсировали ужесточение регулирования их отрасли: с начала года пивоваров лишили возможности продавать пиво в киосках (приходилось до 30% продаж). "Обсуждение изменений в Бюджетный кодекс было проведено без учета мнения экспертного сообщества и бизнеса",— считает Андрей Ерин, представитель Anheuser-Busch InBev. В июне компания, после того как не смогла договориться с властями Чувашии о субсидировании, остановила там завод, перераспределив объемы его выпуска между своими площадками в других регионах.
Источник: Коммерсантъ
Возврат к списку