Главная \ Точка зрения \ Статьи

Точка зрения

19.12.2012

ЕГАИС: шанс быть полезной

Шесть лет назад Единая государственная автоматизированная информационная система спровоцировала самый масштабный коллапс на легальном рынке алкоголя, интересам которого была призвана служить. Недавно государство решило дать ЕГАИС еще один шанс стать «большим братом» для участников рынка спиртных напитков и оправдать инвестиции в свое создание, распространив действие системы на розничную торговлю горячительным. Корреспондент газеты «КоммерсантЪ» ОЛЕГ ТРУТНЕВ оценивает шансы ее relaunch’a.

Идея создания системы, которая будет контролировать движение алкоголя от производителя до прилавка, появилась у российских властей в 2005 году. На тот момент, даже по самым оптимистичным оценкам, доля нелегальной водки в России составляла не менее 40% рынка. Обеспокоенное этим фактом правительство возлагало на систему надежду как на главное лекарство против «левой» водки.

 Прародительницей ЕГАИС стала Единая система учета движения алкогольной продукции (ЕСУДАП), которая отслеживала алкогольную продукцию на действовавших в то время акцизных складах: там на бутылки клеилась дополнительная региональная специальная марка помимо наносимой на заводе-изготовителе марки федеральной.

 Единой эта система, на самом деле, не была, так как данные с бутылки, которые в нее заносились, были доступны только территориальному органу ФНС отдельно взятого региона. Превратить ЕСУДАП в ЕГАИС было поручено НТЦ «Атлас» - структуре ФСБ. Его задачей стало разработать программное обеспечение (ПО) и оборудование для системы, в которой бы собиралась информация обо всем произведенном спирте, полученном из него алкоголе и его дальнейшем движении через оптовое и розничное звено. Для этого все участники этой цепочки должны были быть оснащены дополнительным оборудованием – счетчиками учета. Схема действия ЕГАИС была задумана следующим образом. Счетчик на спиртзаводе фиксирует количество и концентрацию произведенного спирта, который отправляется, например, на водочный завод, где уже тамошний счетчик отмечает, сколько из полученного спирта было выпущено водки. Далее завод запрашивает у сервера ЕГАИС разрешение нанести на федеральные специальные марки штрих-коды, в которых содержится вся информация по бутылкам, на которую эти марки будут клеиться. Следующим этапом действия ЕГАИС является фиксация сведений об отгрузке бутылок оптовику, тот, в свою очередь, отражает в системе данные об их поставке розничному оператору, и, наконец, последний отчитывается об объеме полученного и проданного спиртного. Данный механизм контроля практически исключал возможность попадания к потребителю нелегально произведенного алкоголя. Понятно, что проблему продажи спиртного с рук или мимо кассы система бы решить не смогла. 

 Ужасы нашего городка

Вводить ЕГАИС решено было поэтапно. С 1 января 2006 года производители спиртного должны были начать выпуск продукции с акцизными марками нового образца со штрих-кодом ЕГАИС, а с 1 июля система должна была начать функционировать. То, что проблем с нововведением не удастся избежать, стало понятно еще в конце 2005 года. Как всегда подкачал неповоротливый бюрократический аппарат, который не смог к сроку обеспечить подготовку всех необходимых нормативных актов. К примеру, документы ФНС, утверждающие перечень программно-аппаратных средств для производителей – модем, компьютер и ПО – появились только в середине декабря. Другие нормативы, включая постановление о выдаче акцизных марок для российских производителей и для импортеров, также не были готовы в срок из-за проволочек с принятием поправок в законодательство. Таким образом, несмотря на то, что производители установили дорогостоящее оборудование (для одной производственной площадки оно стоило около 500 тыс. руб.) и были готовы ко дню Х, власти не смогли обеспечить запуск системы в установленный ими же самими срок. Но самой главной проблемой ЕГАИС стало ее техническое несовершенство.

К сожалению, НТЦ «Атлас» оказался далеко не Microsoft в деле создания ПО, поэтому ее продукт с самого начала использования выдавал один сбой за другим: серверы ЕГАИС висли, электронные накладные с данными об отгруженном товаре не доходили от спиртзаводов до производителей, а от тех - до оптовиков, и т.д. Результатом всех этих проблем стало то, что алкогольные заводы в 2006 году были вынуждены дважды останавливать производство – в начале года, когда не было акцизных марок нового образца, и после 1 июля, когда ЕГАИС, по сути, отказалась работать.

Кульминацией коллапса стало исчезновение алкогольной продукции из розницы. Осознав, что алкоголь вот-вот станет дефицитным товаром, что только на руку тем, кого хотели побороть, власти решили перевести работу ЕГАИС в ручной режим до тех пор, пока ее работа не будет отлажена. Номера накладных было разрешено вносить на бумажный бланк, который потом отвозился в территориальный орган ФНС, там он заверялся, а далее отправлялся контрагенту – получателю партии товара. В итоге алкоголь вернулся на полки, а его производители начали считать убытки: они, по экспертным оценкам, только в первый год функционирования ЕГАИС составили $2,5 млрд – и это без учета затрат на установку оборудования. От убытков оправиться смогли не все – часть производителей, в основном это были небольшие компании из регионов, были вынуждены уйти с рынка.

И нести тяжело, и выбросить жалко

Увидев последствия введения ЕГАИС, власти решили пощадить торговлю: оптовиков освободили от необходимости работать с системой в 2008 году, а до розничных операторов изобретение «Атласа» и вовсе не дошло. Однако работа ЕГАИС только лишь на заводах теряла всякий смысл: ведь если у вас есть подпольный цех с типографией, то что мешает поставлять произведенную там «продукцию» в какой-нибудь ближайший маленький магазинчик, владелец которого с радостью разделит с вами маржу от продажи товара с неуплаченным акцизом. Впрочем, выпускать «левый» алкоголь имели возможность и производители, подключенные к ЕГАИС, которые могли закупать неучтенный спирт и не включать систему, выпуская продукцию в так называемую третью смену. Получился обидный парадокс: от ЕГАИС пострадали только легальные участники рынка, на благо которых система и была задумана.

То, что ЕГАИС бесполезна, признали со временем и сами власти. В 2007 году в своем докладе аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд констатировал, что в стране «отсутствует эффективный госконтроль за процессами алкогольного рынка». Но самый страшный удар по репутации ЕГАИС в 2009 году нанес тогдашний президент России Дмитрий Медведев: на совещании с бизнесом он, к удивлению многих, поставил под вопрос целесообразность дальнейшего существования системы, сказав, что еще до ее введения у него была «полная уверенность, что это ничего не даст».

 Впрочем, отказаться от ЕГАИС государство все же не решилось. В разработку системы и в ее дальнейшую доработку были инвестированы огромные деньги, поэтому полностью расписаться в том, что они были выкинуты на ветер, очевидно, никому не хотелось. Получалось, как в известном анекдоте про чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко.

 Сохранив ЕГАИС, государство стало думать над другими способами борьбы с нелегальным рынком: новые реформы в отрасли были запущены после создания при правительстве куратора отрасли в лице федеральной службы Росалкогольрегулирование (РАР). Помимо ужесточения контроля за выдачей или продлением лицензий производственным и оптовым компаниям, она, в частности, предложила ввести минимальные розничные цены (МРЦ) на водку, коньяк и другой крепкий алкоголь.

Работа над ошибками

 Успехов в борьбе с теневым рынком РАР, впрочем, удалось добиться – это признали даже его критики. В феврале этого года ведомство объявило, что доля нелегального рынка водки теперь составляет 24%. Даже если эта цифра верна, повода для радости у регулятора все равно нет. Для сравнения, на табачном рынке при также постоянно растущем акцизе доля контрафакта пока стабильно не превышает 1%.

Беспокойство РАР вызывало и то, что в связи с дальнейшими планами правительства по увеличению акцизов на алкоголь, спрос нашего не самого богатого в мире населения на спиртное сомнительного происхождения пошел бы вверх. Именно этими соображениями ведомство в апреле прошлого года мотивировало предложение вернуться к идее распространения ЕГАИС на оптовое и розничное звено. Получив благословение от тогда еще премьер-министра Владимира Путина, РАР разработал план поэтапного ввода ЕГАИС в торговлю. Оптовое звено опять же пока решили не трогать, что, наверное, оправдано: если система будет знать точное количество произведенных бутылок алкоголя и сможет отследить их на этапе реализации конечному потребителю, то проверка их движения через оптовых посредников большого смысла не имеет. Дабы не наступать на грабли 2006 года, в этот раз решено было не торопиться и отказаться от каких-либо обязательных сроков внедрения ЕГАИС в среде розничных торговцев. Их РАР готов подключать к системе пока исключительно в добровольном порядке. В рамках первого этапа тестирования ЕГАИС в начале года РАР нашла 11 добровольцев из числа небольших магазинов в Подмосковье, которым были компенсированы все затраты на установку необходимого оборудования. Оно состояло из GSM-модуля и сканера, которые были подключены к самому распространенному кассовому аппарату АМС-100К. С их помощью пробиваемая на кассе продукция отправлялась на подключенные к ЕГАИС сервера. В РАР уверяют, что результатами эксперимента остались довольны: за время его проведения система не только не давала сбоев, но и сумела выявить 434 случая прохождения через кассы тестируемых магазинов продукции с повторным использованием одной и той же федеральной специальной марки. Если ЕГАИС станет обязательной для розницы, ответственность в таких случаях будет нести конкретный оператор торговли, который не смог отследить попадание левой продукции к себе на полку – не важно, был у него на это злой умысел или нет. Теперь же в РАР хотят проверить, как будет работать ЕГАИС в крупной рознице: для этого ведомство собирается в ближайшее время провести переговоры с федеральными сетями. В начале августа газета «Коммерсантъ» уже опросила нескольких крупных ритейлеров на предмет того, готовы ли они поучаствовать в экспериментах с ЕГАИС. Как ни удивительно, готовность к этому выразили все, согласившись с тем, что тестовое использование системы позволит избежать возможных коллапсов в будущем.

Испытание в сельпо

 Даже если результаты теста ЕГАИС у крупных ритейлеров окажутся столь же благополучными, что и в 11 подмосковных магазинах, говорить о готовности системы к полномасштабному запуску в рознице будет преждевременно. Самой большой головной болью РАР станет вопрос, как внедрить ЕГАИС в магазинах сельской местности, где, по оценке Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), проходит около 30% продаж всего алкоголя в стране. К сожалению, в отличие от алкоголя, проникновение интернета в негородской России до сих пор оставляет желать лучшего, а без него функционирование ЕГАИС в местах продаж невозможно. В РАР видят два варианта решения проблемы. Первый состоит в том, чтобы владельцы сельских магазинов оснастили их спутниковой антенной с ресивером, позволяющим работать с интернетом. Другой вариант регулятора кажется более подходящим с точки зрения возможных затрат: снимать данные о продаже алкоголя с кассового аппарата на флэш-устройство, которое потом можно, например, раз в неделю или в месяц доставлять к ближайшему компьютеру, подключенному к интернету. Увидеть, насколько все это работает, РАР сможет тогда, когда проведет опять же тестовое апробирование ЕГАИС на каком-либо отдельно взятом регионе. Окончательный же перевод системы для розницы из тестового режима в постоянно действующий, сможет состояться только после подготовки соответствующих поправок в законодательство, что, по мнению депутата Виктора Звагельского, произойдет не раньше конца 2013 года. Тем не менее, даже если РАР удастся добиться того, чего пока не удалось Ростелекому – интернетизировать сельскую Россию, слабо верится, что деревенские ЧП от розничной торговли не продолжат, имея доступ к ЕГАИС, торговать левым алкоголем мимо кассы. При увеличивающихся акцизах и, как следствие, минимальных розничных ценах, в деревнях и селах нелегально произведенные водки и настойки будут по-прежнему являться ходовым товаром. Но бороться с этим будет уже задача правоохранительных органов; ЕГАИС же свою миссию выполнит.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции

Возврат к списку