Главная \ Новости \ За рубежом

Новости

02.11.2012

В Молдове снизились минимальные розничные цены на водку

В Молдове снизились минимальные розничные цены на водку

В середине сентября вступили в силу очередные поправки в закон о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции, касающиеся индикативных цен на реализацию крепких спиртных напитков (от 25 градусов). По просьбам производителей, минимальная стоимость алкоголя для оптовой торговли снизилась с 75 до 60 леев за литр, для розничной — с 100 до 80 леев за литр. Теперь самая дешевая бутылка водки в рознице стоит 40 леев, однако на спрос данный факт еще не повлиял.

Это уже третий "тур вальса" с индикативными ценами за последние два года. Зимой 2010-го они были установлены по настоянию молдавских производителей на уровне 36 леев за литр в опте и 50 леев за литр в рознице. Через год схема рассыпалась: легальный продукт дорожал и не смог вписаться в 25 леев в рознице, уступив свои позиции контрафакту. Водочники предложили повысить планку до 48 леев за литр в оптовом звене и до 80 леев за литр — в розничном, однако в январе 2012-го минимальные цены на алкоголь были увеличены в два раза. Одновременно изменился и расчет акциза, состоящего уже не только из фиксированной ставки в 30 леев за литр абсолютного алкоголя, но и плавающей — 30% от заявленной стоимости бутылки спиртного. За счет этого минфин рассчитывал получить дополнительные поступления в 53 млн леев.

Не получилось: если за три первых месяца 2011-го восемь крупных операторов (доля рынка — 97%) продали на внутреннем рынке 3,9 млн бутылок крепкого алкоголя, то за тот же период 2012-го — только 500 тыс. Зимой объемы падали у всех, но к весне активизировались импортеры: их продажи увеличились на 15-20%. Ситуация была предсказуема: минимальная цена в 50 леев за бутылку уравняла всех, поэтому из двух напитков с одинаковой ценой покупатель выбрал импортный. По словам председателя Ассоциации производителей крепких спиртных напитков Сергея Сырги, до 2012- года импорт водки составлял не более 20% от внутреннего производства и равнялся объемам экспорта местной продукции, сейчас же его доля на уровне 50%. "Эконом-сегмент был полностью уничтожен, его место занял контрафакт, на который приходится четверть рынка. В рознице продажи едва теплились. Если бы производители не оплачивали полки с "мертвым" товаром, водочные марки не остались бы в сознании потребителей. А этих марок порядка 200, из которых десятка два — очень известные. Мы всячески лоббировали снижение индикативных цен, спустя полгода поправки были приняты, но их два месяца не опубликовывали. За это время ритейл отказывался брать на реализацию местный товар — ждал официального снижения цен, в результате летом дистрибьюторы почти не заработали. Сейчас в торговле идет переоценка товарных запасов, продажи практически стоят. К концу года мы планируем выйти на уровень 50% от прошлогодних показателей, это максимум что может нам дать 10-леевый разрыв цен между местным и импортным алкоголем".

Ряды водочников не поредели: часть из них, такие как "Maurt", устояли за счет сопутствующего производства, другие, как "Renaissance-Perfect" - за счет экспорта. Сказалось и то, что предприятия продавали мало, но дорого. При реальной отпускной цене бутылки водки в 26-28 леев, они вынуждены были продавать ее за 37,5 леев. На "Renaissance-Perfect" попытались использовать "сверхприбыль" в маркетинговых целях, когда на бутылку водки прикрепляли консервы с килькой в томате, пиво и металлические фляги. Такой ход мог бы в разы поднять продажи, но налоговики запретили его использовать.

Единственное предприятие, которое не пострадало от высоких индикативных цен - "Enteh". Еще в прошлом году компания отказалась от продукции эконом-класса и сконцентрировалась на довольно дорогой водочной линейке марки "Spicul de Aur". Низкорентабельные "Roua Moldovei", "Moara veche" и "Hai noroc" были переданы другой структуре. У "Enteh" была иная проблема — сбои в производстве, поэтому мало что могли предложить рознице.

"Enteh" - владелец торговой марки "Spicul de Aur" (ее оценили в $1 млн) и генеральный дистрибьютор этой водочной линейки. Водку под этой маркой производило аффилированное предприятие АО "Produse Cerealiere" (Бэлць). Комбинат занимался переработкой мяса, зерна, производством спирта и алкогольных напитков, но пару лет назад часть производственных линий закрыли, а спиртзавод продали. Хлебопекарню разместили под Кишиневом, а цех по производству алкогольных напитков перешел компании "Enteh". У "Produse Cerealiere" осталось только мукомольное производство и долги, поэтому сейчас решается вопрос его несостоятельности.

По словам заместителя генерального директора "Enteh" Галины Максименко, в прошлом году были обновлены линии розлива и лабораторное оборудование, после чего цех отдали в аренду - заключили лизинговый договор с фирмой "Produse Cerealiere Nord". Последний, выпуская водки эконом-класса ("Lebedi", "Ledoff", "Demidoff"), выразил желание производить линейку "Spicul de Aur" для "Enteh", тем самым за счет общего объема оба производителя смогли снизить себестоимость продукции. Мало того, "Produse Cerealiere Nord" добился дистрибьюторских прав от "Enteh" на периферии (только в селах) и в этом была, как оказалось, главная ошибка... В феврале 2012-го "Produse Cerealiere Nord" был лишен прав дистрибуции, позже договор между компаниями был расторгнут и "Enteh" решил обслуживать себя самостоятельно. Компания завершила процесс регистрации производства, получила лицензию и с октября, начнет выпускать первые партии товара.

Источник: Akcyz.com.ua

Возврат к списку