Главная \ Новости \ Новости госрегулирования

Новости

11.02.2013

Ритейлеры подключаются к ЕГАИС

Ритейлеры подключаются к ЕГАИС Федеральная служба Росалкогольрегулирование (РАР) продолжает готовить розницу к внедрению ЕГАИС. Как стало известно "Ъ", к учету продаж алкогольной продукции приступили "Магнит" и "Дикси", до конца месяца то же самое начнет делать "Перекресток" (входит в X5 Retail Group). 

 Заместитель гендиректора сети "Магнит" Олег Гончаров рассказал "Ъ", что ритейлер приступил к тестированию ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) в своих магазинах. "В настоящее время тест проводится в нескольких десятках магазинов Цетрального федерального округа",— уточнил он. Кроме "Магнита" в тестовом режиме систему ЕГАИС начинает использовать сеть "Дикси", сообщил ее пресс-секретарь Лаврентий Губин. "Сейчас мы отлаживаем технологию ЕГАИС и настраиваем ее взаимодействие с нашими IT-системами в одном московском магазине "Дикси",— говорит господин Губин.— С марта планируем запустить тест системы в двадцати магазинах в Москве и уже тогда сможем понять, как все работает в реальных условиях". 

Согласно данным Росстата, в 2012 году в России было продано в рознице 159,8 млн дал водки и ликероводочных изделий (+2,2% к уровню 2011 года), 12,5 млн дал коньяка (+7,9%), 30,1 млн дал игристого вина (+5,7%) и 95,6 млн дал виноградных и плодовых вин (-1,6%). Источник в РАР утверждает, что установка ЕГАИС для тестовой работы ничего не стоит для магазинов — она заключается только в установке дополнительного программного обеспечения, которое бесплатно предоставляется его разработчиком (в случае с несетевыми магазинами в Подмосковье разработчиком был ФГУП "Центринформ"). 

Согласились поучаствовать в тестировании ЕГАИС и в X5 Retail Group. "Нам РАР предложил провести тест в супермаркетах "Перекресток",— сказал руководитель по связям с общественностью компании Владимир Русанов.— Мы уже готовим несколько магазинов Москвы и Подмосковья к тестовому запуску технологии ЕГАИС в феврале". По словам господина Русанова, после первого этапа тестирования компания совместно с РАР оценит эффективность проекта для себя и для государства: если эксперимент будет признан успешным для обеих сторон, то возможен следующий этап — пилотная эксплуатация в одном или двух регионах. 

ЕГАИС была создана в 2006 году, чтобы контролировать обороты алкогольной продукции от завода до прилавка магазина и тем самым побороть нелегальный рынок (по итогам 2011 года, например, долю нелегальной водки РАР оценивал в 24%). Однако с самого начала своего существования система давала многочисленные сбои, из-за которых летом 2006 года наблюдался дефицит алкоголя в рознице. В результате было решено оставить ЕГАИС лишь для производителей спиртного — сегодня только их закон обязывает использовать систему. 

В апреле 2011 года премьер-министр Владимир Путин поручил РАР снова рассмотреть целесообразность внедрения ЕГАИС в рознице. С января 2012 года ведомство начало тестировать систему в 11 небольших магазинах Щелковского района Московской области. Все они использовали стандартные кассовые аппараты АМС-100К, на которые были установлены GSM-модуль и сканер: с их помощью информация о пробиваемом продукте отправлялась на подключенный к ЕГАИС сервер. Спустя полгода в РАР заявили, что эксперимент прошел удачно: сбоев в работе ЕГАИС зафиксировано не было, но при этом было отслежено 434 случая повторного использования одной и той же федеральной специальной марки, которая клеится на бутылки. 

Источник в РАР отмечает, что с технической точки зрения использование ЕГАИС при работе с сетевой розницей несколько проще, чем в случае с розницей традиционной. "В сетевом магазине все кассы объединены в сеть, оснащены сканерами и решены вопросы с каналами коммуникации",— говорит он. По его словам, пока никаких технических проблем с использованием ЕГАИС в сетевой рознице не выявлено. Господин Гончаров подтверждает, что у "Магнита" с ЕГАИС проблем нет. Собеседник "Ъ" из РАР, впрочем, считает, что окончательные выводы о работе системы делать преждевременно: сначала необходимо изучить ее работу в магазинах всех форматов, которые существуют в стране: "Тестирование будет проходить до тех пор, пока у нас и у розницы не появится 100% уверенности, что все будет работать нормально".

Источник: Коммерсантъ

Возврат к списку