В России вопрос о введении государственной монополии на продажу алкогольной продукции остается актуальным и может быть рассмотрен Госдумой, считает зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский.
Как заявил он сегодня на круглом столе "О ситуации на алкогольном рынке России", если процесс позитивных изменений, которые произошли за последнее время на алкогольном рынке России, застопорится, то государство будет вынуждено идти на более жесткие меры. Одной из таких мер В.Звагельский и назвал возможность введения государственной монополии на розничную продажу алкоголя.
По его словам, монополия - это всегда плохо. "Но если в ближайшее время ситуация не изменится и если объем контрафактной продукции не снизится до того уровня, который существует в ЕС и США, то она (госмонополия) является наиболее безболезненной и наиболее перспективной мерой", - сказал он.
В.Звагельский сообщил, что магазины со 100-процентным госучастием уже работают в ряде стран мира и показывают свою эффективность.
"В России, конечно, это будет со своими нюансами и перегибами, но такая мера рассматривается, и если не будет глобальных изменений, мы будем ее обсуждать, я отношусь к ней не отрицательно", - заявил он.
Вместе с тем, комментируя предложения по поводу распространения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на розничную торговлю, В.Звагельский заявил, что сомневается в том, "что даже в половине торговых точек удастся ее внедрить и что она будет работать эффективно". Эта система направлена на то, чтобы исключить контрафактную продукцию с рынка.
"Мне кажется, что надо вводить жесточайшее уголовное наказание для тех торговцев, которые занимаются продажей контрафактной продукции, это абсолютно необходимо", - заявил он.
В.Звагельский также сообщил, что в качестве мер, направленных на наведение порядка на алкогольном рынке, следует рассмотреть и механизм пожизненного лишения лицензии "по фактическому адресу". Это касается и торговли, и оптовых организаций, и производителей, добавил он, уточнив, что лишение лицензий по фактическому адресу предполагает, что именно в этом месте уже никогда не будет ни производства, связанного с алкоголем, ни его реализации.
Кроме того, отметил он, планируется ввести жесточайшую уголовную ответственность производителей алкогольной продукции, которые не передают свои данные в ЕГАИС. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение.
По его словам, получил положительный отзыв правительства и законопроект, ужесточающий уголовную ответственность за фальсификацию специальных и акцизных марок. Сначала предполагалось приравнять это к подделке денег, но затем в законопроект была введена отдельная статья, которая повышает ответственность за эти подделки.
Напомнив, что производство пива пока не лицензируется, В.Звагельский не исключил, что законодатели могут вернуться к этому вопросу. И в Росалкогольрегулировании создан экспертный совет, который в начале ноября посвятит специальное заседание этому вопросу. При этом он сообщил, что лицензирование, скорее всего, не будет распространяться на небольшие пивоваренные предприятия и мини-пивоварни.
"Смягчение может касаться небольших предприятий, которые производят натуральные продукты брожения, в частности, сидр и медовуху. Такие послабления можно делать", - сообщил он.
По его словам, определенные послабления "в пределах разумного" готовятся и для виноделов.
В.Звагельский также считает, что необходимо "вернуть в русло нормального налогообложения и некоторые виды медицинских настоек, изготовленных на основе спирта. Речь, в частности, идет о пресловутой "Настойке боярышника" или "Огуречном лосьоне", производители которых пользуются льготным налогообложением.
"Тяжелые дебаты у нас идут с Минздравом, который не хочет выводить эту продукцию из реестра медицинских препаратов первой необходимости, - сказал он. - Но недавно, например, мне привезли "Огуречный лосьон", я его, правда, не пробовал, но вообще-то это настоящая водка с легким вкусом огурца".
Источник: finmarket.ru
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Возврат к списку