Главная \ Новости \ Алкомониторинг

Новости

09.04.2018

XIII «АлкоКонгресс»: должны ли государственные стандарты качества алкогольной продукции быть главным критерием для производителей в борьбе за потребителя?

XIII «АлкоКонгресс»: должны ли государственные стандарты качества алкогольной продукции быть главным критерием для производителей в борьбе за потребителя?

Собравшиеся в «Синем зале» «Экспоцентра» на Красной Пресне более 300 человек, среди которых были представители отраслевых ведомств, НИИ, некоммерческих и саморегулируемых организаций, торговых сетей, производители алкогольной продукции, юристы, IT-специалисты и эксперты в ходе мероприятия постарались обозначить наиболее острые аспекты заявленной к обсуждению темы: жесткое госрегулирование единства стандартов производства и защита бизнес-интересов участников рынка, борьба с контрафактом и безопасность для потребителей.

Старт работе «АлкоКонгресса» дал руководитель Оргкомитета Юрий Юдич, обозначив основные темы форума, а первым со вступительным словом к аудитории обратился начальник контрольно-финансового Управления ФАС РФ Владимир Мишеловин.

Свою речь он начал с напоминания о принятом президентом указе об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции на 2018-2020 годы, назвав его «программным документом стратегического планирования развития рыночной экономики». Определяя конкуренцию как «искусство быть лучшим и на шаг впереди остальных» и указывая, что у производителей существует два основных инструмента конкурентной борьбы – цена и качество, Мишеловин в то же время признал, что на алкогольном рынке, где существует «некое внешнее управление ценообразованием», потребителя остается привлекать лишь качеством. Вместе с тем, подчеркивая важность создания в России «институциональных основ для развития конкуренции», представитель ФАС отмечает, что на жестко регулируемых рынках, безусловно, существует целая система ограничений по продвижению и организации продаж. Однако, по словам Мишеловина, в данном случае необходимо говорить об «умном регулировании» – т. е. «создании стимулов для добросовестных участников рынка и непреодолимых барьеров для контрафактной, фальсифицированной продукции». Помочь в этом участникам рынка, по мнению Мишеловина, должна выработка «единых стандартов развития конкуренции на алкогольных рынках». Над этим в настоящее время работает созданная в декабре при ФАС специальная рабочая группа. Кроме того, представитель ФАС рассказал об идее внедрения на алкогольном рынке специальных аккредитованных лабораторий, которые осуществляли бы дополнительные проверки качества алкогольной продукции. При этом Мишеловин пояснил, что такие процедуры будут регламентированы, а поставщик или производитель, единожды подтвердившие качество своей продукции, не обязаны будут проходить через проверку повторно, за исключением тех случаев, когда кто-то из них «на чем-то попался в рознице». Упомянул Мишеловин и о неплохой практике общественного контроля за оборотом алкогольной продукции – прежде всего о выявлении контрафактной продукции в розничных торговых точках. Однако он добавил, что не со всеми борцами за здоровый образ жизни ФАС «по пути», поскольку многие их предложения «попахивают популизмом» и не имеют ничего общего с защитой интересов населения и добросовестных участников рынка.

О работе научного сообщества над совершенствованием системы контроля качества алкогольной продукции рассказала заместитель директора ВНИИПБТ Ирина Абрамова. В частности, она отметила, что в настоящий момент ВНИИПБТ возобновил работу по определению токсичности алкогольных напитков на основе методик, разрабатываемых Институтом наркологии в течение 15 лет, а также призвала производителей более серьезно подходить к разработке новых рецептур, чтобы избежать появления нелепых и несовместимых сочетаний. В качестве примера таких, по ее словам, «ляпов» Абрамова привела случаи, когда производители в погоне за новизной добавляли в водку седативные или тонизирующие вещества и даже средства, обладающие слабительным эффектом.

Председатель Союза производителей коньяка Ирина Бушина сфокусировалась на проблемах своего сегмента алкогольного рынка, сделав акцент на необходимости очистки российских прилавков от коньячного фальсификата – чтобы потребитель имел возможность покупать напиток, соответствующий надписи «коньяк» на этикетке. К таким Союзконьяк предлагает относить продукцию, отвечающую двум основным требованиям – производство исключительно из виноградного сырья и выдержка дистиллята в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Несоблюдение этих двух условий, по словам Бушиной, является наиболее распространенным злоупотреблением среди недобросовестных производителей, с которым нужно бороться «только в рамках комплекса мер, направленных на выстраивание прозрачного, экономически сбалансированного рынка сырья для производства коньяка».

Целый ряд вопросов у виноделов вызвал доклад заместителя руководителя Роскачества Ильи Лоевского, в котором он, помимо прочего, анонсировал выпуск путеводителя по российским винам, который будет включать не только характеристику вин, но и рассказ о винодельне и регионе производства. Но отечественных производителей в контексте озвученного Лоевским прежде всего беспокоила неравная конкуренция с импортными винами в низком ценовом сегменте (от 150 до 250 рублей), а именно: проводятся ли Роскачеством проверка такой продукции. Беспокойство у виноделов вызывает тот факт, что дешевые вина, поступающие в Россию из других стран, делаются исключительно для российского рынка по заказу крупных оптовиков, которых интересует в первую очередь не качество этих вин, а их цена. Однако И. Лоевский поспешил успокоить виноделов, заверив, что проверки проводятся относительно «всей полки конкретной категории товара, как российского, так и импортного» и учитываются все параметры. Кроме того, Лоевский подчеркнул, что в Роскачестве в курсе этих проблем и когда дело дойдет до исследования вин, они обратят внимание на этот аспект.

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса фирмы «Пепеляев Групп» Наталия Травкина в своем выступлении проанализировала правовые коллизии, которые возникают в судебной практике из-за отсутствия единой трактовки пункта об обязательности ГОСТов. Так, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе и закону о техническом регулировании («в той редакции, которая достаточно давно существует» – Травкина), дано фактически прямое указание на обязательность применения госстандартов исключительно в части, касающейся защиты жизни и здоровья граждан, тогда как нормы, относящиеся к качеству продукции, имеют добровольный характер. При этом, как подчеркнула Травкина, в самих ГОСТах четко указано, какие требования являются требованиями к безопасности, а какие – к качеству. Вместе с тем, по словам юриста, в качестве «императивного» источника норм на алкогольном рынке существует 171-ФЗ, который «содержит прямой запрет на производство и реализацию продукции, которая не соответствует государственным стандартам». Именно последняя формулировка, как отмечает представитель «Пепеляев Групп» создает разночтения в судебной практике: несмотря на то что отмеченные выше требования, содержащиеся в 171-ФЗ, не исключают обязательности стандартов лишь в части безопасности, многие суды «безальтернативно» предписывают лицензиатам соблюдать не только те стандарты, которые направлены непосредственно на обеспечение жизни и здоровья граждан, но и те, которые ориентированы на органолептические показатели продукции. Вместе с тем в рамках ответа на вопрос из зала от юриста группы Roust о случаях применения судами норм 171-ФЗ в части обязательности соблюдения ГОСТов как основания для лишения предприятия лицензии Травкина отметила, что в настоящий момент ведется «огромная работа» приведению 171-ФЗ в соответствие с требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе и «какие-то нормы должны уйти».

Отдельный блок в рамках «АлкоКонгресса» по просьбе многих участников рынка был посвящен проблемам внедрения с 01 июля 2018 года помарочного учета алкогольной продукции. В рамках этой секции технический директор BBR Антон Балабанов продемонстрировал видеоролик о том, каким образом компания предлагает внедрять новую маркировку. В презентации был представлен комплекс решений для всех типов производств, включающий в себя как варианты полной и частичной автоматизации, так и ручной реализации систем учета. Посмотреть на новую технологию в действии, по словам Балабанова, можно будет, начиная с марта в шоу-руме BBR в Москве. Вместе с тем другой спикер – Александр Таныгин, гендиректор фирмы «КТ: Алкоголь», занимающейся интеграцией нововведения в 1С, – в качестве одной из основных проблем внедрения указывает на необходимость доработки систем автоматизации так, чтобы было одинаковое понимание иерархии процессов. Также, по его мнению, слабым звеном остаются неподготовленные склады и нехватка финансов на необходимые преобразования. Директор по развитию «Сканпорт» Алексей Яриков остановился на тех технических изменениях, которые ожидают производителей при переходе на ЕГАИС 3.0. В частности, он напомнил, что учет будет производиться на всех этапах (приемка, складское размещение, инвентаризация, перемещение), а это соответственно «повысит емкость бизнес-процессов» и увеличит риск ошибок персонала. В качестве решения всех указанных проблем компания «Сканпорт» предлагает модуль DataMobile.

После перерыва открылась вторая секция «АлкоКонгресса», посвященная региональной практике и смежным рынкам. Следует отметить, что если в рамках первой части мероприятия почти все стулья, расставленные в «Синем зале», были заняты докладчиками и слушателями, то после кофе-брейка ряды желающих услышать последние новости о ситуации на алкогольных рынках в субъектах РФ заметно поредели.

Первой слово было предоставлено на тот момент председателю Алкогольной Ассоциации Татарстана Ольге Апенкиной (c 1 марта оставила этот пост – прим. «Спирт Экспресс»), которая в самом начале своего выступления поспешила заявить, что «проблема качества – это далеко не региональная проблема». Далее она рассказала о более чем двадцатилетнем позитивном опыте Татарстана по осуществлению внутреннего контроля качества каждой партии ввозимой в республику алкогольной продукции, отметив, что производителей, которые «дают стабильное качество», «единицы». Именно поэтому, как считает Апенкина, прозвучавшее в начале «АлкоКонгресса» из уст Владимира Мишеловина предложение об освобождении от повторных проверок качества контролирующими органами «стабильных производителей» пока невыполнимо. Вместе с тем Апенкина попыталась и защитить участников рынка, сославшись на то, что в России стандарты и ГОСТЫ выпускают, не сопоставляя с действующим федеральным законодательством, таможенным регламентом по безопасности и пищевым добавкам. Из-за этого, уверяет представитель Татарстана, «начинается борьба: на какой из законодательных актов ориентироваться производителю – федеральный закон, таможенный регламент или ГОСТы. Должен быть какой-то координационный центр, который привел бы в соответствие всю массу информации, резюмировала она, обратившись к оргкомитету «Алко Конгресса» с просьбой посодействовать в создании такого органа, чтобы все новые акты проходили экспертизу через этот центр, а уже существующие были соответствующим образом откорректированы.

Идею создания координационного совета, как и весь доклад Ольги Апенкиной, горячо поддержала член совета директоров ЗАО «Московская пивоваренная компания» Ольга Аверьянова, также приведя в качестве основного аргумента в пользу создания такой организации существующие в настоящий момент противоречия в нормативно-правовых актах, регулирующих производство и оборот алкоголя.

В свою очередь у присутствовавшей в зале Антонины Головцовой, представителя департамента технического регулирования Евразийской Экономической Комиссии, доклад председателя Алкогольной Ассоциации Татарстана вызвал возмущение. Взяв микрофон, она сначала высказала упреки в адрес докладчика по поводу озвученных ею неверных формулировок, касающихся названий таможенных регламентов, а затем подвергла критике идею о создании координационного совета. По мнению Головцовой, «всё это уже существует»: «Любой законодательный акт в Российской Федерации, касающийся алкоголя или другой продукции, проходит общественное обсуждение и висит энное количество месяцев на сайте Минэкономразвития. И любой гражданин, любая организация может написать и высказать свою точку зрения по любому вопросу». При этом Головцова отметила, что создать «идеальный закон», к сожалению, все равно не получится.

Последним выступающим стал гендиректор СРО «Винодельческий союз» Борис Катрюхин. Напомнив о ключевой повестке «АлкоКонгресса» – проблеме качества алкогольной продукции, он в первую очередь заявил об активной работе виноделов по выработке общих критериев по присвоению отечественным статуса ЗГУ а в перспективе и статуса ЗНМП, поскольку «качество – это стабильность места происхождения вина и винограда». Между тем, по его мнению, качество тесно связано и с экономикой. В этой связи он выступил с предложением по перераспределению части акцизов с производства «на розницу и, возможно, на опт», т. к. крупные торговые сети оплату производят «с отсрочкой в 40-60 дней, а может быть и более», в то время как производитель, ещё не получив денег, уже должен уплатить акциз.

В завершение мероприятия его организатор Юрий Юдич поблагодарил присутствующих, отметив, что все «неплохо поработали» и ряд высказанных ими идей и предложений войдут в итоговую резолюцию «Алкоконгресса.

Возврат к списку