Главная \ Новости \ Алкомониторинг

Новости

21.06.2022

О некоторых тенденциях борьбы с нелегальным алкогольном рынком

О некоторых тенденциях борьбы с нелегальным алкогольном рынком

В понедельник стало известно, что в Ростове-на-Дону   от употребления нелегального алкоголя умерло три человека.

Сообщения о смертельных случаях в результате приобретения некачественного алкоголя, к сожалению, стали уже традиционными и   появляются в СМИ весьма регулярно, несмотря на все усилия государства по наведению порядка на алкогольном рынке. А между тем, резко сократить число смертей от употребления суррогатов в России – задача вполне посильная для страны.

На сегодняшний день минимальная розничная цена на основной крепкий алкогольный напиток в нашей стране – водку – составляет 261 рубль за бутылку емкостью 0.5 литра. Минимальная розничная цена на водку была введена в 2010 году и первоначально составляла 89 рублей за «поллитровку». В дальнейшем практика минимальных цен была распространена «вширь и вглубь» на другие виды алкогольной продукции крепостью выше 28 градусов, а также на оптовые и производственные отгрузки.

Введение минимальных цен – абсолютно правильная мера, способствующая легализации рынка. До появления МРЦ на водку на прилавке одновременно продавалась и легальная и нелегальная продукция. При этом нелегальная за счет неуплаты акциза была на 30-50% дешевле своего легального аналога. Соответственно, такое неравенство цен приводило к тому, что нелегальный продукт получал в глазах потребителей с низким доходом единственное, но самое сильное конкурентное преимущество – низкую цену.

С введением МРЦ ситуация резко изменилась и сейчас на прилавке легального магазина найти водку ниже цены, установленной государством, практически невозможно.

Минимальная розничная цена учитывает все налоги, которые должен заплатить производитель, себестоимость производства и рентабельность всех звеньев товаропроводящей цепи – опта и розницы.

В качестве иллюстрации возьмем водку так называемого экономкласса (до 300 руб. за пол-литра на полке), производитель которой не мучит себя вопросами брэндинга и правильного позиционирования, а просто старается сделать свой продукт максимально дешевым. Для ее производства необходимы спирт, вода, различные ароматизаторы и тара (бутылка, колпачок, этикетки). Если не злоупотреблять бутылкой нестандартной формы, красочной этикеткой и не предъявлять завышенных требований к качеству спирта, все затраты на закупку сырья для производства одной бутылки водки составят 38-45 руб. Затем эту бутылку надо произвести, заплатить за электроэнергию, учесть заработную плату сотрудников, не забыв присовокупить туда отчисления в различные фонды. Это еще около 10-12 руб. Таким образом, себестоимость стандартной поллитровки составляет 55 руб. Поскольку основная цель любого предприятия — извлечение прибыли, сюда еще надо приплюсовать рентабельность работы. Для ординарной водки, на которой зарабатывают, что называется, на обороте, а не на марже, этот показатель редко превышает 10%. То есть еще 5 рублей. Иными словами, на выходе с завода бутылка водки может стоить около 60 руб. Теперь к означенной сумме надо приплюсовать еще 117,8 руб. акциза, 20% НДС, и в итоге получается около 214-220 руб. за бутылку. С учетом оптовых и розничных накруток такая бутылка на прилавке магазина окажется по цене чуть более 260 рублей.

Собственно говоря, МРЦ на водку, которая ежегодно устанавливается Минфином, в 2022 году составила 261 рубль, что полностью соответствует реальности.

Как видно из расчетов выше, на производственные затраты в конечной цене приходится лишь четверть конечной стоимости бутылки. А более половины в структуре цены занимают налоги – в первую очередь акциз и НДС.

Таким образом можно считать, что МРЦ это производная от налогов, в первую очередь от акциза. Чем выше акциз, тем выше МРЦ.

И именно акциз является основным ценообразующим фактором на водочном рынке. Сейчас он составляет 589 рублей за один литр чистого этилового спирта в готовой продукции. Для того чтобы посчитать акцизную нагрузку на стандартную «поллитровку», необходимо ставку акциза разделить на два (ведь в бутылке 0.5 литра водки) и от полученного взять еще 40%. В итоге получим 117.8 рубля.

Государство каждый год увеличивает акциз, индексируя его в зависимости от инфляции и других факторов. Последние годы ставка акциза увеличивалась на 5%. Однако так было далеко не всегда. В 2012-2014 года ставка акциза увеличилась почти двое. Так в первом полугодии 2012 года ставка была 254 рубля за 1 литр чистого этилового спирта, а в 2015 году – уже 500 рублей. Резкий рост ставки акциза привел к аналогичному росту цены на водку и увеличению доли нелегального рынка: потребитель оказался не готов к такому подорожанию и малообеспеченные слои населения стали покупать «левак».

Подобное поведение потребителя легко объяснимо. Как легко объясним и повышенный спрос на нелегальный алкоголь.

Попробуем представить экономику производителя выпускающего подобную продукцию. Эпоха, когда водка без уплаты акциза выпускалась на промышленных предприятиях, ничем не отличающихся от легальных ЛВЗ, либо производилась в так называемую «третью» смену, давно закончилась.

Сейчас основная масса нелегального алкоголя разливается на небольших кустарных предприятиях, с крайне примитивным оборудованием.

Источником сырья в большинстве случаев является фармсубстанция медицинского спирта, оборот которой не так жестко регулируется, как оборот обычного этилового спирта, поступающего на легальные ЛВЗ. Однако в случае нехватки фармсубстанции или в случае ошибок поставщика в производство попадает метанол, либо изопропиловый спирт, что и становится причиной отравлений, подобных случившихся в Ростовской области.

Себестоимость бутылки водки, разлитой в кустарных цехах, составляет около 50-60 рублей. В зависимости от региона купить «левак» можно за 140-160 рублей, то есть как минимум на 100 рублей дешевле самой доступной легальной продукции.

Доходность от операций с нелегальной водкой такова, что позволяет не только получать большую прибыль, но и платить всем контролирующим органам, гарантирующим «сопровождение» подобного бизнеса.

Если исходить исключительно из соображений экономического характера, очевидно, что выпуск нелегальной водки прекратится в тот самый день, когда заниматься этим станет невыгодно. Для того чтобы добиться этой цели, необходимо резко повысить операционные расходы производителей нелегального алкоголя и снизить их доходную часть.

Повышение операционных расходов нелегальных производителей задача сложная, но вполне посильная. Дальнейшее ужесточение контроля за оборотом фармспирта приведет к росту цены на сырье. Минувшей зимой «левый» спирт медицинского происхождения был чуть ли не в двое дороже легального спирта, поступающего на ЛВЗ с официально работающих спиртзаводов, что прямо свидетельствовало о проблемах с той самой сырьевой базой. Другое направление – ужесточение ответственности за нелегальный оборот алкоголя.

Очевидно, что с введением уголовной ответственности большинство нелегалов вряд ли откажутся от своего бизнеса. Однако размер их трат на "сопровождение" бизнеса со стороны контролирующих органов резко вырастет: одно дело, когда тебе грозит условный штраф, и совсем другое, когда можно запросто попасть за решетку. Решение проблемы со штрафом стоит существенно меньше возможности избежать тюрьмы.
       Для иллюстрации высокого веса взяток и откатов в себестоимости нелегальной продукции можно привести реальный пример из жизни водочного рынка. В начале сентября 1998 года, сразу после финансового кризиса, нелегальная водка в России буквально за неделю подорожала в два раза (с 7 до 14 руб. за бутылку). Дело в том, что в себестоимости нелегальной продукции долларовая составляющая гораздо больше, чем в не превышающей 3% себестоимости продукции легальной: различные траты на сопровождение нелегального бизнеса номинировались исключительно в американских долларах. Между тем реализовывалась продукция исключительно за рубли. В 1998 году валютные «ставки» остались прежними, а цена конечной продукции в долларовом эквиваленте упала в четыре раза, и производителям нелегального алкоголя ничего не оставалось, как пересмотреть цены на свой товар.
Если работа по этим направлениям будет продолжена рост себестоимости производства левой водки будет обеспечен.

Теперь перейдем к второму, куда более сложному вопросу. Покупать водку по 160 руб. наши граждане прекратят лишь в случае резкого повышения собственного благосостояния. Иными словами, перенести платежеспособный спрос на легальную продукцию в данных условиях невозможно. Возможно другое: снизить цену легальной продукции. Для этого необходимо понизить ставку акциза, например, до уровня хотя бы 400 рублей. В результате бутылка легальной водки будет стоить около 200 руб. То есть окажется в сегменте платежеспособного спроса низко обеспеченных слоев населения. А доходы нелегальных производителей, которые будут вынуждены снизить цены на свою продукцию, упадут как минимум вдвое.
       Конечно, для правительства, которое ежегодно индексирует акцизы, их снижение — событие из ряда вон выходящее. Тем более на фоне нынешней ситуации. Однако вполне вероятно, что никакого снижения доходов не произойдет – за счет выхода из тени как минимум 30 млн дал (к официальным 70 млн дал) налогооблагаемая база существенно вырастет.
       Второй аспект, который вызывает опасение – медицинский. Якобы, в тот момент, когда алкоголь станет доступным, граждане попросту сопьются. Но о том, что алкоголь (правда, исключительно нелегальный) доступен и сейчас, почему-то никто не упоминает.
      Следует отметить, что в истории отечественного рынка уже был один случай снижения цен на водку. В 1997 году правительство поменяло систему взимания акциза на крепкий алкоголь. Вместо сложной системы расчета, использующей в качестве составляющей уровень себестоимости, была введена нынешняя система (рубли за 1 литр чистого этилового спирта) в результате налоговая нагрузка на бутылку водки снизилась на 5-7%, а вслед за ней снизилась и цена. При этом размер потребления крепкого алкоголя остался на прежнем уровне.

Таким образом, в случае реализации всех вышеупомянутых мер можно рассчитывать на кратное сокращение доли нелегального рынка. И, как следствие, гарантировано снижение количества несчастных случаев, связанных с употреблением под видом алкоголя раствора метилового спирта и других, совершенно не предназначенных для употребления во внутрь жидкостей.

 

Возврат к списку