Главная \ Точка зрения \ Статьи

Точка зрения

04.09.2013

Мы - то, что мы пьем...

Несмотря на огромное количество цифр об объеме и качестве выпиваемого алкоголя населением Российской Федерации, а также экспертов, эти цифры озвучивающих, единого мнения относительно того, сколько же мы пьем в пересчете на 100% спирт, не существует. Между тем установление истины, то есть появление данных по объемам потребления, признаваемых всеми заинтересованными в проблематике специалистами, существенно снизило бы градус напряженности в отношениях между регулятором (в лице государства) и регулируемых (в лице производителей спиртного). В связи с этим «Спирт-Экспресс» начинает серию публикаций, в которых постарается отразить всю палитру мнений по данному вопросу, и первым свое экспертное мнение высказывает глава Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя ВАДИМ ДРОБИЗ

 В развитых странах мира в той или иной степени алкогольные напитки употребляют 70% населения – Россия в их числе. Это более 100 млн россиян… Логичные вопросы: что мы пьем, в каком количестве и какого качества?

 За последние несколько лет я сто раз писал и говорил о том, что мы по нашему потреблению в пересчете на чистый спирт ничем не отличаемся от среднего жителя Европы и Америк. Но вот то, что мы пьем, порой отличается, и очень сильно.

Главное в российской структуре потребления то, что социальным (массовым для народа) алкогольным продуктом на протяжении последних 12 лет является нелегальный алкоголь и суррогат. Российское государство оказалось не способно гармонизировать, даже за тучные годы, финансовые возможности населения, физические потребности населения в алкоголе и цены на легальный алкоголь.

 Даже в 2010 году наш алкоголь был в несколько раз относительно дороже, чем в любой (не ортодоксально-религиозной) стране мира. Наша бутылка водки за 100 руб. была равна бутылке водки за 12 евро для финна или шведа – относительно их зарплат.

 Итак, что же и в каком количестве мы пьем?

 По общему количеству выпитых литров, ясное дело, лидирует пиво: в год среднестатистическим потребителем выпивается 76 литров. Следующим напитком по объемам потребления является водка – 10 литров в год на человека. Почетное третье место занимает вино – в среднем его выпивается 8 литров в год. Чуть не «дотянули» до вина различные суррогаты (6-7 литров). Далее следует САН (2,2 л), коньяк (0,84 л). Приблизительно 300 граммов приходятся на виски, ром, джин, текилу и абсент.

 Наиболее интенсивно росло за последние два десятилетия потребление пива. В первую очередь за счет исходной неразвитости нашего рынка и большого притока иностранных инвестиций. В результате с советского периода рост потребления увеличился в 3,3 раза.

Выросло потребление игристых вин: произошло относительное снижение цен, продукт стал массовым.

С исчезновением пролетариата в России угас и российский портвейн, а это была важнейшая часть алкогольной культуры советского периода, именно портвейн снижал потребление водки. 25 лет назад российский рабочий класс и студенчество выпивали не менее 80 млн дал в год этого продукта. Для сравнения: в 2011 выпито не более 15- 17 млн дал.

Практически не изменилось потребление водки. Как было, так и осталось около 10 литров на душу населения. Другое дело, что если раньше к водке надо было добавлять еще полтора - два литра самогона, то теперь добавкой стали суррогаты, причем в три раза больше по объему. Как говорилось выше, это 6-7 литров в год.

Тлетворное влияние западной культуры привело к серьезному относительно самих себя (но мизерному относительно водки и суррогатов) росту потребления виски, рома, текилы, джина, абсента – где-то под 45 млн л будет в 2012 году. Достаточно сказать, что в сегменте премиум в России в 2011 году, по моим подсчетам, виски победил по объему премиальную водку…

Самая опасная категория — суррогаты включает в себя, помимо прочего, различные настойки медицинского назначения. В водочном эквиваленте это как минимум 18 млн дал. То есть 20% от легального производства водки.

Если перевести всё вышеперечисленное в чистый спирт, получится, что в среднем житель России старше 15 лет выпивает около 14,5 л спирта в год на душу в виде алкоголя и суррогатов. Отмечу, что этот показатель равен объему потребления среднего жителя Евросоюза.

Таким образом, с точки зрения общего потребления мы ничем особым не выделяемся. А вот структура потребления оставляет, что называется, желать лучшего. И дальше ситуация будет только ухудшаться.

 Ради «пользы и здоровья населения» водка с 2012 по 2015 дорожает до 300 руб. за 0,5 л. То есть до западного уровня цен при сохранении российского уровня зарплат. В 2015 году бутылка водки в России будет относительно минимальных и средних зарплат в 6 - 7 раз дороже, чем в Европе. Любопытно, что в Германии и Великобритании почти 10 лет не росли цены на продукты, у нас – в 3 раза за это время…

 Теперь в суррогаты (благородное самогоноварение) уйдет часть вполне приличного населения в 2012 – 2015 годах. Водочных бунтов, конечно, не будет – население привыкло к самообеспечению… Но никакого смысла переводить водку в сегмент премиального алкоголя не было. К легальному крепкому алкоголю у всех слоев взрослого населения должен быть доступ…

По моим предположениям, в 2014 – 2015 годах при нашей акцизной политике в подпольно-нелегально-суррогатном секторе будет находиться около 75% объема продукции и более 50% потребителей крепкого алкоголя…

Плюс можно ожидать роста импорта крепкого алкоголя из стран Таможенного союза, где водка стоила, стоит и будет стоить значительно дешевле. И ни о какой гармонизации акцизов в рамках ТС не может быть и речи – и Казахстан и Белоруссия никогда не пойдут на это.

На мой взгляд, влияние антиалкогольных кампаний крайне негативно сказывается на структуре потребления. Например, сухой закон 1914 года привел к резкому дополнительному росту самогоноварения и потреблению суррогатов (при том, что Россия в последние 500 лет пила много и очень много, особенно в 19 веке). Вся сегодняшняя публикуемая статистика того периода лично у меня доверия не вызывает. Ведь никто не вел учет в стране, где 90% жило в сельской местности. Любопытно, что именно Советский Союз провел реальное изменение структуры потребления. Произошло это в 1952-1980 годах. Засадив юг России виноградниками (до 180 000 га за 5- 6 лет) и проводя ценовую политику доступности, уже в конце 70-х годов мы получили вино-водочную структуру потребления (вина – 21 л, пива – 23л, водки – 10 л). А потом по нашим стопам это в 80-е, 90-е отчасти реализовали и страны Северной Европы.

Точка зрения автора может не совпадать с мнение редакции

Возврат к списку