Главная \ Точка зрения \ Статьи

Точка зрения

23.01.2014

Алкогольный рынок-2013: Рустам Тарико стал водочным королём, но потерял возможность покупать пиво в ларьке

Алкогольный рынок-2013: Рустам Тарико стал водочным  королём, но потерял возможность покупать пиво в ларьке

Календарь событий 2013 года от начальника отдела потребительского рынка газеты РБК Daily Дениса Пузырева

1 января

Вступил в силу запрет на рекламу алкоголя в печатных СМИ. Жертвой запрета уже сталo российское издание музыкального журнала Rolling Stone, приостановленное в декабре. В официальном заявлении редакция связала остановку издания с запретом рекламы алкоголя. 

9 января
Произошло самое значительное в новейшей истории повышение минимальной розничной цены на водку: со 125 руб. до 170 руб. за бутылку объемом 0,5 л. На самом деле повышение водочных цен происходит 1 января. Однако в уходящем году государство сделало потребителям подарок, повысив МРЦ только по завершении долгих новогодних каникул. Формально причиной задержки стало излишне долгое согласование соответствующего приказа Росалкогольрегулирования в Минюсте. 

24 января
Российский алкогольный рынок покинул один из самых известных менеджеров. С поста гендиректора Восточно-Европейской Дистрибьюторской компании (ВЕДК) ушел создатель «Зеленой марки» и «Журавлей» Вадим Касьянов. Официальная формулировка – окончание контракта, однако на рынке говорили о серьезном конфликте с неназванными акционерами компании. Вскоре с поста гендиректора госкомпании «Росспиртпром» ушел и соратник г-на Касьянова Владимир Иванов. Оба топ-менеджера так до сих пор и не вернулись в алкогольную отрасль. 

27 февраля 
Акционеры водочного гиганта CEDC официально заявили о неизбежности техдефолта по облигациям с погашением в марте 2013 года. Стоимость акций компании, и без того небольшая, уменьшилась вдвое. Стало очевидно, что компания не сможет справиться с финансовыми проблемами и ее ждет поглощение. 

28 марта 
«Русский стандарт» Рустама Тарико стал вторым по объемам производителем водки в мире после Diageo. Кредиторы CEDC проголосовали за план реорганизации терпящей бедствие компании, предложенный г-ном Тарико. Глава «Русского стандарта» выплатил держателям облигаций производителя «Зеленой марки» $ 172 млн кэшем и обменял бонды с погашением в 2016 г. совокупной стоимостью $ 957 млн на новые, с погашением в 2018 г. на сумму $650 млн. РБК daily на следующий день вышла с заголовком «Водочный царь Рустам I». 

25 апреля
Стало известно о том, что «Абрау-Дюрсо» попробует свои силы в производстве премиальных тихих вин. Глава компании Павел Титов сообщил, что его компания, известнаякак производитель шампанского, выпустит на рынок линейку вин «Усадьба Дивноморское» стоимостью до 1700 руб. за бутылку. Сюрпризом стал сам факт появления среди активов «Абрау» загадочных виноградников и винодельни под Геленджиком. Об их происхождении до сих пор ходят слухи с упоминанием фамилий высоких госчиновников. 

7 мая
Росалкоголь заявил о желании войти в число регуляторов, которые могут закрывать доступ к интернет-сайтам без решения суда. Такие полномочия по замыслу чиновников из РАР помогли бы им бороться с продавцами контрафактного спиртного через всемирную сеть. 

30 мая
Олег Тиньков объявил о перезапуске пивного бренда Tinkoff, отсутствовавшего на рынке с 2009 года. Именное пиво по-прежнему будет выпускать Sun InBev, а сам г-н Тиньков пообещал лишь контролировать качество продукта. И в этом есть смысл – некачественное пиво по 150 руб. в рознице вряд ли кто будет покупать. 

03 июня
После семилетнего эмбарго грузинские вина вернулись в Россию. То, что возвращение Киндзмараули и Хванчкары на прилавки российских магазинов неизбежно, стало понятно еще осенью 2012 года, когда победу на выборах в грузинский парламент одержала партия «Грузинская мечта», возглавляемая предпринимателем Бидзиной Иванишвили, — человеком, чья карьера и бизнес всегда были связаны с Россией. С окончанием эры Михаила Саакашвили качество грузинских вин тут же удивительным образом улучшилось и стало соответствовать жестким требованиям главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. 

24 июня
Станислав Кауфман занялся продвижением «Путинки». После ухода из ВЕДК команды Вадима Касьянова в феврале 2013 года водочный бренд «Путинка» остался бесхозным сиротой. Если бы речь шла о какой-то условной «Гжелке», то на него можно было бы махнуть рукой и списать в утиль, но с «Путинкой» поступить так было решительно невозможно. ВЕДК пошла по самому очевидному из всех путей, подписав контракт со Станиславом Кауфманом, который в свое время и вывел «Путинку» в лидеры водочного рынка. Неистовый маркетолог тут же принялся за реанимационные мероприятия. Было объявлено о выводе новых SKU формата «вездеход» (0,375 во флягах). «Путинка» подписала контракт со сборной США по бобслею, подтвердив провокационное реноме своего создателя, а также начала рекламу подзабытых «тостов от Путинки» через сговорчивые федеральные СМИ. 

24 июля
Влиятельная американская гей-организация Queer Nation призвала к всемирному бойкоту русской водки в знак протеста против гомофобной политики Российской Федерации. Тема бойкота была подхвачена СМИ по всему миру, и десятки баров действительно отказались от водочных брендов, позиционировавших себя как русские, - прежде всего от Stolichnaya и «Русский Стандарт». Размер ущерба от этой акции для производителей можно будет оценить лишь в наступающем году. 

9 августа
Власти Кубани и «Росалкогольрегулирование» подписали «Дорожную карту» развития виноделия в регионе. Заручившись словесной поддержкой со стороны первых лиц государства, виноделы решили действовать по принципу «куй железо не отходя от кассы». Взяв в союзники губернатора Краснодарского края, они сумели привезти в регион руководителей Росалкогольрегулирования, с которыми тут же на месте договорились о создании «дорожной карты» - документа, в котором расписаны этапы подготовки и вступления в силу различных предложений, призванных поддержать российских производителей натуральных вин. 

12 августа
Союз производителей алкогольной продукции направил письмо Путину о заморозке акцизов на алкоголь. СПАП, как лоббистское объединение производителей крепкого алкоголя, никогда не было замечено в особом радикализме или излишней публичности: все вопросы отрасли СПАП решал, как правило, кулуарными способами, без лишней шумихи. Тем удивительнее было сообщение о письме от Союза Владимиру Путину с просьбой заморозить рост акцизов. Производители указывали, что механическая индексация акциза как способ увеличения поступления налогов в бюджет себя исчерпала, и Минфин, предлагающий наращивать акцизные ставки опережающими темпами, мягко говоря, неправ. Путин, разумеется, напрямую отвечать водочникам не стал. Однако вскоре на самом высоком уровне заговорили о необходимости сделать рост ставок акциза не таким стремительным, чтобы гармонизировать этот показатель со странами-участницами таможенного союза. 

10 сентября 
«Синергия» объявила о выходе на китайский рынок. Водку Beluga в Поднебесной будет продавать коньячный дом Camus. В последние годы успешный выход в Китай стал залогом финансового успеха для многих европейских производителей: рынок этой страны настолько огромен, что готов проглотить любое количество спиртного. Пока ни одной компании из России не удавалось показать сколь-нибудь значительных успехов на этом алкорынке. 

13 сентября
Остановлен завод Nemiroff на Украине. Группа мажоритарных акционеров во главе с Яковом Грибовым, сумевшим наладить производство горилки на российских площадках, сумела заблокировать производство на украинском заводе, подконтрольном семье Глусь, надавив на поставщиков стеклотары и комплектующих. Им пригрозили многомиллионными исками по обвинению в контрафакте, и заводу в Винницкой области стало не во что упаковывать свою продукцию. Длящаяся уже два года акционерная война приближается к развязке. 

2 октября
Союз российских пивоваров заявил о готовности в рамках саморегулирования отказаться от производства пива в пластиковых (ПЭТ) бутылках объемом более 2,5 л. Заявление о самоограничении последовало за долгой компанией по полному запрету производства пива в ПЭТ, поддержанного рядом общественных организаций, чиновников и депутатов. Напуганные пивовары, разливающие в пластик до половины своих объемов, решили предложить компромиссное решение проблемы. 

22 октября
Появилось сообщение о том, что Геннадий Онищенко покидает пост главы Роспотребнадзора. Во многих алкогольных компаниях, куда в этот вечер дозвонилась РБК daily, по этому поводу устроили стихийные вечеринки – главный санитарный врач на протяжении всей своей госкарьеры был известен как последовательный противник алкогольных напитков, и если бы у него было достаточно полномочий, наверняка бы полностью запретил их производство и оборот. 

5 ноября 
«Татспиртпром» остался у государства. Несколько последних лет все были уверены в его скорой приватизации. Вопросы, которые казались актуальными, — кто и за сколько. «Татспиртпром» действительно вел себя как на роуд-шоу (или как девушка на выданье), демонстрируя рост показателей производства на фоне падения рынка. Однако в итоге руководство Тататарстана, видимо решило, что «такая корова нужна самому», и новым владельцем компании стал «Связьинвестнефтехим» на 100% принадлежащий республиканскому правительству. 

12 ноября
Стало известно, что Банк Москвы по сути отказывается от развития производственных площадок, входящих в ТД МВЗ (так называемые алкоактивы Бородина). Менеджеры компании были массово сокращены, а сотрудникам было объявлено, что теперь приоритетом компании становится коммерческий розлив продукции под заказ. Поиски покупателя на алкогольные предприятия на Рябиновой улице продолжается. 

13 ноября
«Русский стандарт» объявил о запуске крупнейшей в своей истории рекламной кампании на внешних рынках. Рекламный ролик водки из Санкт-Петербурга будет транслироваться по всем возможным медийным каналам : в кинотеатрах, по телевизору, в интернете. Лицом кампании стал популярный телеведущий Джейсон Силва. Эксперты оценивают стоимость мероприятия до 100 млн долл. 

17 декабря 
ОАО «Росспиртпром» начало розлив продукции для украинской «Баядеры». Тенденция по переносу производства в Россию для украинских предприятий становится все яственнее. В России разливают продукцию и Global Spirit (также известная как «Хортица»), и Nemiroff, и Крымская водочная компания. Очередной украинской компанией, нашедшей площадку в России, стала «Баядера» (основной бренд «Хлебный дар»), подписавший контракт с Росспиртпромом. Если так пойдет и дальше, то скоро на Украине останется лишь традиционное домашнее производство горилки (самогона). 

31 декабря. 
Продлен срок оборота алкогольной продукции, маркированной акцизными марками старого образца. Эта безумная история, доведшая до белого каления многих участников рынка, счастливо завершилась под Новый год. В роли Деда Мороза выступил визуально непохожий на зимнего волшебника вице-премьер Аркадий Дворкович, который целых полгода отказывался согласовать довольно техническую просьбу рынка о продлении хождения на рынке продукции со старыми специальными марками. Почему г-н Дворкович не хотел продлевать срок хождения марок, никто до конца так и не понял, однако незадолго до боя курантов участники рынка, уже морально готовившиеся самостоятельно выпить тысячи литров собственной продукции, которая с 1 января оказалась бы под запретом, вдруг узнали, что чудо произошло. И наверняка выпили и за здоровье нашего молодого вице-премьера.

Возврат к списку