Главная \ Точка зрения \ Комментарии

Точка зрения

17.05.2013

Водке требуется помощь

Водке требуется помощь Поставки нашей водки за границу начались лишь в 50-х годах прошлого столетия при активной поддержке государства. В пищевой промышленности практически с нуля была создана серьезная материально-техническая база для ее экспорта (специализированные заводы, соответствующее оборудование, сырье, таро-вспомогательные материалы и т.п.). 

 Всесоюзные объединения «Продинторг», а затем «Союзплодоимпорт» в пределах имеющихся возможностей занимались продвижением прежде всего водок «Московская» и «Столичная». В частности, они участвовали в крупных международных выставках, проводили дегустации, конкурсы и иные рекламные мероприятия. 

 Посольства и другие наши зарубежные организации оказывали содействие в этой работе. 

 В бюджете ежегодно выделялись средства на импорт виски, коньяка и вин, которые использовались на их закупку у фирм, занимавшихся продажей водки. 

 Только благодаря поддержке высшего советского руководства стало возможным заключение долгосрочного соглашения между «Союзплодоимпортом» и американской фирмой «Пепсико», в результате чего «Столичная» заняла в 1980-е годы ведущие позиции в водочном импорте США. 

 До распада Советского Союза для большинства иностранцев водка и Россия были неразделимыми понятиями, а сам напиток являлся одним из символов нашей страны. 

 После 1991 года Россия фактически ушла с мирового алкогольного рынка, и лишь в последние годы появились основания полагать, что наступает возрождение российского экспорта. 

 Однако для обеспечения его успешного развития крайне необходима государственная поддержка. 

Неслучайно, что проходивший в рамках выставки «Продэкспо 2013» Алкоконгресс призвал «рассмотреть вопрос о государственной и/или общественной поддержке развития экспорта «Русской водки» как перспективного источника валютных поступлений в бюджет». 

 В нынешних условиях наибольшая сложность состоит в том, что «Русская водка» занимает более чем скромное место на международной арене. Ее удельный вес в мировом водочном экспорте составляет не более 5%. 

Кроме того, в ближайшие годы неизбежно обострение конкуренции и углубление процесса глобализации, ввиду чего в мире могут вообще забыть о стране происхождения водки. 

 Именно поэтому, пока еще не поздно, крайне необходимо добиваться существенного увеличения объемов российского экспорта водки. 

 Помимо этого, целесообразно перенимать практику иностранных государств по созданию благоприятных условий для экспорта алкогольных напитков. 

Например, в последнее время Министерство иностранных дел Японии продвигает рисовую водку саке как национальный символ, такой как дзюдо, икебана, суси. На саммите «большой восьмерки» в Хоккайдо в 2008 году премьер-министр Японии произнес тост с поднятием чашечки саке. С тех пор возникла традиция сопровождать таким ритуалом один из тостов на дипломатических приемах в Японии. 

 В 2012 году польский парламент принял закон о польской водке. В комментариях польских СМИ по этому поводу подчеркивалось, что польская водка — это не только 600 лет традиции, истории и культуры, это еще и самая узнаваемая польская продуктовая марка. 

В апреле 2013 года Турция попросила Еврокомиссию признать ракы (анисовую водку) своим национальным напитком. 

 Уместно заметить, что популярные алкогольные напитки из стран Запада (виски, коньяк, вино и др.) законодательно защищены на национальном и международном уровнях. Они формируют имидж страны производства в глазах потребителей и приносят огромную прибыль. 

 Нам еще предстоит разработать и согласовать приемлемые формы государственной поддержки экспорта, но речь не должна идти о его бюджетном финансировании. Возможно, следовало бы приступить к решению на законодательном уровне вопроса о признании «Русской водки» национальным напитком. 

Полагаю, что мне нужно, хотя бы вкратце, информировать о деятельности Ассоциации производителей «Русской водки» (АПРВ), учрежденной в 2010 году «Союзплодоимпортом» и московским заводом «Кристалл» с целью всемерного содействия развитию экспорта «Русской водки». На первом этапе перед ней была поставлена задача осуществить международную регистрацию «Русской водки» в Евросоюзе. Ведь только после получения официального статуса и правовой защиты «Русской водки» отечественные фирмы смогут обеспечивать продвижение своих водочных брендов и эффективно бороться с поставками контрафактной продукции в странах ЕС. 

 22 марта 2013 года Еврокомиссия опубликовала в официальном бюллетене резюме технического файла АПРВ, являющегося финальной частью обширного комплекта документов по заявке Ассоциации по регистрации «Русской водки» как географического указания в Европейском союзе. 

 Теперь в соответствии с европейским алкогольным законодательством в течение шести месяцев заинтересованные фирмы и организации могут подавать в Еврокомиссию возражения, замечания и дополнения. 

 Понятно, что со стороны конкурентов можно ожидать противодействия и проведения тех или иных акций с тем, чтобы Еврокомиссия приняла решение не регистрировать заявку АПРВ. 

 Мы же должны оперативно давать необходимые комментарии и разъяснения, аргументированные ответы и заключения с учетом технических, исторических, политических и дипломатических нюансов. 

 В ассоциации пока только пять членов. Полагаю, что необходимо привлечь в нее российские компании, имеющие свидетельства Роспатента «Наименование места происхождения товара «Русская водка», а также входящие в Союз производителей алкогольной продукции. 

 В заключение хочу подчеркнуть, что ассоциация будет стремиться зарегистрировать «Русскую водку» как географическое указание в Евросоюзе по возможности уже в текущем году.

Источник: РБК Daily

Возврат к списку