Главная \ Новости \ Новости госрегулирования

Новости

17.04.2013

Доля алкогольных акцизов, которая причитается регионам, выросла, и часть этих денег регионы решили вернуть производителям

Доля алкогольных акцизов, которая причитается регионам, выросла, и часть этих денег регионы решили вернуть производителям Пока федеральные власти закручивают гайки на алкогольном рынке, региональные власти их откручивают. Доля алкогольных акцизов, которая причитается регионам, выросла, и часть этих денег регионы решили вернуть производителям.

В России четвертый год идет антиалкогольная кампания: с 2009 г. акцизы выросли более чем вдвое (со 173,5 руб. за 1 л спирта до 400 руб.), была запрещена ночная продажа алкоголя, пиво утратило свой особый статус и подпало под регулирование наравне с водкой. Была введена минимальная розничная цена на крепкий алкоголь, которая тоже успела вырасти с 89 руб. за 0,5 л водки до 170 руб. И так далее, и тому подобное. Один из наиболее сильных ударов по отрасли был нанесен 1 января 2013 г., когда акцизы выросли сразу на 33%. 

Все это не могло не отразиться на легальном производстве спиртного: по данным Росстата, в 2010 г. производство водки было 95,1 млн дал, в 2011 г. — 86,3 млн дал, в 2012 г. — 97,7 млн дал (в конце года все делали запасы, чтобы заплатить старый, низкий акциз). В этом году ожидается снижение примерно до 75 млн дал, говорит директора ЦИФРРА Вадим Дробиз. Но у производителей обнаружился неожиданный союзник. Перед повышением акцизов государство перераспределило их между бюджетами: с прошлого года регионы получают уже не 20, а 40% акцизов на продукцию крепостью выше 9% (остальное, как и прежде, зачисляется в федеральный бюджет). 

Похоже, часть регионов готова поделиться этими новыми доходами с производителями. По крайней мере, многие региональные программы поддержки производителей алкоголя возникли именно в прошлом и начале нынешнего года. 

В большинстве случаев поддержка производителя заключается в возврате ему части причитающихся региону акцизных платежей. В одних случаях, например в Северной Осетии — Алании, безоговорочно возвращается почти весь региональный акциз, в других — около половины, и это обусловлено объемом производства: субсидия дается либо при достижении определенного валового показателя, либо только на превышение некоторого показателя, определенного как базовый (например, прошлогоднего). А в Мордовии, скажем, производителям причитается 149,2 руб. на каждый декалитр продукции, проданной за пределы региона. 

Поддержка региональных властей является весьма ощутимой для производителей, считает Дробиз. По его расчетам, в 170 руб., за которые 0,5 л водки выставлены в магазине, цена производителя составляет 32 руб., акциз — 80 руб. (остальное — НДС и торговые наценки). Регион получает 40% от 80 руб., т. е. те же 32 руб. Половина акциза назад — и это помогает производителям вписаться в минимальную розничную цену и конкурировать с нелегалами. 

Обоснование таких программ поддержки у региональных властей тоже примерно одинаковое. Например, власти Ульяновской области (проект постановления о субсидировании опубликован на сайте министерства экономики области) констатируют, что основные тенденции на алкогольном рынке сейчас — это снижение объемов потребления легальной продукции при расширении нелегальной, уменьшение числа производителей спирта, алкогольной продукции, дистрибуторов, сокращение брендов во всех ценовых сегментах и увеличение затрат на производство. В Ульяновской области за последние четыре года производство водки упало с 5,7 раза, спирта — в 8 раз, коньяка — в 1,3 раза, говорится в документе, а по итогам 2012 г. ожидается снижение объема налоговых поступлений в бюджет области. А субсидирование, надеются в области, позволит увеличить не только производство, но и налоговые поступления в бюджет. Авторы программы поддержки посчитали, что при сохранении текущей динамики производства в бюджет области в 2013 г. поступит 696 млн руб. акцизных платежей, а при введении субсидии в 50% региональной части акциза в 2013 г. производство вырастет в 1,5 раза и сбор акцизов составит 964 млн руб. 

Производители поддержке рады, но говорят, что пока не особо ее видят. 

Едва ли не самым крупным получателем субсидий является государственный «Росспиртпром»: из девяти заводов компании семь расположены в регионах, имеющих программы субсидирования. 

В Чувашии у «Росспиртпрома» три завода — Марпосадский, Ядринский и Чебоксарский ЛВЗ, в Карелии — Петрозаводский ЛВЗ, в Марий Эл — Фокинский ЛВЗ, в Волгоградской области — Волгоградский спиртзавод, в Челябинской области — Златоустовский ЛВЗ. Региональные программы поддержки сделаны в расчете на будущее, а сейчас заводы «Росспиртпрома» если что-то и получают, то несущественные суммы, которые на экономику предприятий никак не влияют, говорит гендиректор компании Владимир Иванов. По его словам, если бы программы субсидирования работали в задуманном виде, то это стало бы серьезной помощью и помогло предприятию эффективно работать в экономсегменте. 

Наталья Кузьмина, директор по правовому обеспечению Алкогольной сибирской группы, рассказывает, что скорее всего предприятие ничего не получит в виде субсидий от омских властей. «Согласно постановлению субсидироваться будет только прирост объемов производства в натуральном выражении по отношению к прошлому году. За 2012 г. наш завод выпустил рекордные для себя 7,6 млн дал продукции, и в 2013 г. значительно превысить этот показатель, особенно с учетом вынужденного повышения розничных цен, будет затруднительно», — говорит Кузьмина. 

В Татарстане производство алкоголя субсидируется уже четвертый год, рассказал источник в Госалкогольинспекции республики. Правда, производственный рывок «Татспиртпром» сделал лишь в прошлом году и не за счет субсидий. По данным компании, объемы производства водки выросли более чем на 40% с 4,7 млн дал до 6,7 млн дал. При этом те же 40% стали приходиться на контрактное — в частности, на «Татспиртпроме» с прошлого года разливается № 1 российского рынка — «Зеленая марка» CEDC. Представитель «Татспиртпрома» о господдержке разговаривать отказался.

Источник: Ведомости

Фото: Евгений Переверзев/Коммерсантъ

Возврат к списку