13.02.2019

В 2018 году в России сократилось производство водки

В 2018 году в России сократилось производство водки В 2018 году в России сократилось производство этилового спирта, водки, коньяка, шампанских, фруктовых и тихих вин, а также пива, однако за счет слабоалкогольных напитков общий объем разлитой алкогольной продукции оказался незначительно ниже зафиксированного в 2017 году. При этом статистика розничных продаж по сравнению с прошлым годом показала рост в 9%.

Согласно официальным данным, по итогам прошлого года объем производства ректификованного этилового спирта из пищевого сырья снизился на 10% – 48,29 млн дал против 53,44 млн дал в 2017 году. Отрицательная динамика наблюдалась также в водочном сегменте -1,5% (78,6 млн дал). Вместе с тем отдельные участники рынка, напротив, в 2018 году существенно нарастили выпуск водки: так, Roust превысила свои показатели прошлого года 25,9% и впервые с 2015-го вернул себе лидерство по годовому объему производства. С 8,58 млн дал до 8,75 млн дал вырос розлив и на «Татспиртпроме».

На фоне всплеска производства коньяка в 2017 году (+11,5%) результаты 2018 года выглядят оптимистично: снижение всего на 3,03% – 8,35 млн дал против 8,61 млн дал в 2017-м. Кроме того, стоит отметить, что ряд игроков рынка – Roust и «Абрау-Дюрсо» – в 2018 году заявили о намерениях дополнить ассортимент собственными коньячными брендами: они анонсировали появление на рынке в 2019 году коньяков «Абрау-Дюрсо 1870» и «Дубровский». Попытки дифференциации своего портфеля предприняли также «Татспиртпромом», запустивший производство пива на заводе «Белый Кремль», и Beluga Group, купившая винодельню «Вилла Романов» в Краснодарском крае.

Между тем производство отечественных вин продолжает падать: шампанских – на 2,6% (12,44 млн дал), тихих – на 4,9% (30,41 млн дал). При этом розлив винных напитков без добавления этилового спирта вырос на 13%. По мнению директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, рост производства винных напитков на фоне снижения выпуска вина обусловлен низкими доходами потребителей, а также неразвитой культурой потребления: большинство покупателей не понимают, чем отличаются эти категории напитков.

Неоднозначной оказалась статистика по пивному рынку. Согласно системе ЕМИСС, производство пива (без учета пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) упало на 0,43% до 683,5 млн дал. Росстат, в свою очередь, отчитался о росте производства на 2,4% до 775 млн дал. Впрочем, ведомство при подсчетах объединяет пиво и пивные напитки. 

По итогам 2018 года в легальной рознице население приобрело 210,2 млн дал алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 8,5% больше, чем в 2017-м. В частности, реализация водки выросла на 7,1% (71,4 млн дал), коньяка – на 12% (11,3 млн дал), тихих вин – на 6% (49,6 млн дал), игристых – на 2% (16,1 млн дал). В официальном комментарии пресс-служба Росалкогольрегулирования объяснила положительную динамику «эффективной работой системы учета объема производства и оборота алкогольнойпродукции (ЕГАИС)».

Необходимо добавить, что с 1 июля 2018 года в кольце ЕГАИС было введено новое звено – помарочный учет, который позволяет повысить точность учета каждой бутылки благодаря наносимому на нее двухмерному штрих-коду Data Matrix. Вместе с тем добросовестные производители алкогольной продукции по-прежнему терпят значительные убытки из-за теневого бизнеса, использующего в качестве сырья медицинский спирт. 

Как и в случае с учетом объемов производства, противоречивыми оказались данные по пивному рынку. Так, в отчете, опубликованном Carlsberg Group, сообщается, что продажи пива в России выросли впервые за последние 11 лет. Аналогичный тренд подтвердили также в Nielsen и X5 Retail Group. При этом ни конкретных цифр в абсолютном выражении, ни методики подсчета и учета данных ни одна из указанных компаний публично не обнародовала. В свою очередь Росалкогольрегулирование, напротив, отметило сокращение продаж в данной категории напитков на 2,2% (645,25 млн дал).

Возврат к списку